Методики
Лучшие авторские разработки для обучения детей

В качестве основных рассматриваются лучшие, на наш взгляд, курсы Башмакова и Гейдмана. Для преподавания выбран учебник Гейдмана, хотя по ряду показателей учебник Башмакова более предпочтительнее. Но практика - мерило теории и по итогам обдумывания результатов преподавания математики был выбран учебник Гейдмана.

О курсе Башмакова

Курс Башмакова рассчитан с 1-ого по 11-й классы. Автору, М. И. Башмакову, в 2013 году была присуждена Премия Правительства РФ за комплект учебников "Математика для всех". Он предлагает широкий образовательный контекст, изобилие образовательного материала, что даёт возможность мотивировать детей к изучению предмета. Кроме того, курс Башмакова по математике является одним из немногих, рассчитанных от первого до последнего класса. В этом плане изучение математики будет более цельным, чем при смене курсов на границе начальной и средней школы.

О курсе Гейдмана в сравнении с остальными курсами

Гейдман об учебниках Петерсон и о своих учебниках:
"Вопрос: Вы автор знаменитого учебника по математике для начальной школы. Почему именно для начальной? Ведь математика в старших классах, казалось бы, куда серьезней и важней?

Ответ: В конце 80-х годов перестроечная пора открыла шлюз для другого преподнесения математики в начальной школе. В то время дали возможность раскрыться системе развивающего обучения, и эта система предполагала, например, изучение математики от общего к частному, от общих теоретико-множественных понятий к арифметике. И одним из носителей этой идеи был замечательный, уважаемый мной, математик Наум Яковлевич Виленкин. Вот его ученики, в том числе Петерсон Людмила Георгиевна, блестяще её реализовывали. Там очень симпатично, изящно всё сделано. Но когда с этими учебниками стали работать обычные учителя начальной школы, то получился анекдот. Учителя начальной школы стали реализовывать систему развивающего обучения по Петерсон и не понимая сами, что такое множество, что такое пересечение и объединение множеств, не понимая теоретико-множественных основ, стали рассказывать это детям!

У нас почему-то новая идея вымещает старое, не используя прежний опыт. Из учебника был выброшен большой цикл текстовых задач. А что такое математика? В частности, это создание математической модели текста. Во всяком случае, это так для школьной математики. А текстовые задачи взяли и выбросили. К чему это привело? Мы заметили, что наша школа стала поставлять в свои же математические классы очень мало детей, в чём дело? Надо заняться средней школой. Мы усилили среднюю школу, не помогло. Я влез в «началку», и тут всё прояснилось. Дети не понимают математики, чувство числа утрачено, умение решать текстовые задачи отсутствует. Дети оперировали теоретико-множественными понятиями, совсем не понимая, что эти понятия означают!

И тогда мы написали с Татьяной Владимировной Ивакиной и Ириной Евгеньевной Мишариной пособие для внутреннего пользования по изучению математики в начальной школе. А мои бывшие ученики Максим Родин и Виктор Чепыжов, организовавшие своё издательство – «ЧеРо», увидев конспект, сказали: «Борис Петрович, давайте мы издадим этот конспект…» И мы этот поурочный материал напечатали в формате детской книжки с забавными иллюстрациями Максима Дубаха. Ход этому учебнику дала одна мама. Ее ребёнок страдал потерей слуха. Она приехала в школу, отыскала меня и говорит: «Вы знаете, я стала заниматься с ребёнком по вашему учебнику, и он впервые в жизни расхохотался», – раз расхохотался, значит, мы попали в точку. Вот так появился этот проект и до сих пор существует."

Отзывы родителей и учителей по учебникам Гейдмана http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=350598 По словам некоторых вырисовывается последовательность по сложности: Моро (самое простое) - Гейдман - Петерсон (самое сложное).

 

А вот принципы Дорофеева, которые он заложил в свои учебники:
- Очевидно, ваши учебники написаны в совершенно нетрадиционном для российской школьной математики ключе?

- Мы создавали эти учебники, имея в виду нашу концепцию обучения математикой. Конечно, там есть весь материал, обязательный для изучения в основной школе. Но вместе с тем во главу угла мы поставили простой вопрос: что нужно ученику в окружающем его мире, что ему интересно как ребенку соответствующего возраста, и не только с точки зрения чисто утилитарной? Мы включили материал, связанный с развитием математического языка, происхождением ряда символов и терминов. Первыми, начиная с 5-го класса, ввели элементы вероятности. Не хотел бы показаться нескромным, но все же рискну утверждать: из всех существующих параллельно учебников по математике принцип "математика для ученика" реализуется только в наших! В остальных он лишь провозглашается...
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/MATH/MATH.HTM

 

Отзывы родителей по учебнику Дорофеева:
"У моей дочери Дорофеев. Вот чисто мое мнение - неплохой учебник. Ближе к Петерсон, чем к Моро. Темы в другом порядке. Основные понятия с Петерсон совпадают, у Дорофеева определения попроще."
Для средней школы, кстати, учебники по математике Петерсон и Дорофеев написали совместный. http://eva.ru/kids/messages-3243375.htm

Почему учебники Петерсон убрали из федерального перечня: "Весной 2014 года стало известно, что написанные Л. Г. Петерсон учебники по математике не прошли очередную государственную экспертизу, в результате чего их не внесли в федеральный перечень допущенных учебников на 2014/2015 учебный год. При этом учебники Людмилы Петерсон выдержали научную экспертизу, но были «зарублены» на педагогической, которую делала эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина. Эксперт (известная как автор учебников не по математике, а по русскому языку) посчитала, что «содержание учебника вряд ли призвано воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ», поскольку «герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А. А. Милна, А. Линдгрен, Э. Распе, гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросёнка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ» https://ru.wikipedia.org/.../%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1...

http://1roditeli.ru/ministerstvo/127/677/ - интервью Петерсон

Из отзывов об учебниках Петерсон:
"- Мне как раз кажется, что Петерсон более творческий, чем Гейдман. Гейдман более традиционный. А в Петерсон некоторые вещи объясняются неожиданным для меня образом.
- В Гейдмане более творческая нематематическая сторона (типа выбор тем для текстовых задач, стилистика картинок и т.д.).
- Если уж учить, то интересные методологические находки бывают полезны. В учебнике Петерсон таких находок много." http://bravchick.livejournal.com/54320.html

Самое большое обсуждение учебников Петерсон из тех, что я видел. В трёх частях.
Гейдман прав, когда говорит, что Петерсон работает с множествами. Задача «Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?» как раз из их числа.
http://blog.phpworld.ru/.../samyy-velikiy-v-mire...
http://blog.phpworld.ru/raznoe/matematika-peterson-chast-2
http://blog.phpworld.ru/.../otzyvy-o-programme-i...

О математике в курсе Эльконина-Давыдова

Высокое лоббирование этих скверных учебников объясняется в частности тем, что три из этих комплектов (Александровой и Давыдова-Горбова) принадлежат к системе Эльконина-Давыдова, находящейся в наивысшем фаворе у реформаторов образования. Кажется, педагогические идеи Эльконина и Давыдова вполне симпатичны, но математики они (или кто там творил эти учебники) очевидно не понимали. К тому же с самым первым учебником по этой системе произошла подлинная трагедия: его сочинителям удалось включить в список титульных авторов самого великого В.В.Давыдова, после чего фатальные принципиальные глупости этого учебника были канонизированы и стали обязательными для всех последующих. http://atlmrf.livejournal.com/11075.html