Методики
Лучшие авторские разработки для обучения детей

Обращение организатора и методолога школы Дмитрия Литовки: "Если говорить о методологии, то у нашей школы "Синяя чайка" она базируется на принципах, разработках советской школы 20-х годов и последовавших за ней традициях недогматического обучения через сознательность, на разработках, конечно же, Выготского и его круга, его последователей, на разработках Поршнева, сочетающихся с антропологическими, психологическими и социологическими подходами. Эта методология - ответ на вызов современного капиталистического общества с его отчуждёнными, самоотчуждёнными отношениями, ушедшему от такого ключевого понятия как истина, приведшего к падению психической нормы среди детского населения страны, широкому распространению дизонтогенеза, школьной дизадаптации, утрате важных сущностных качеств общего школьного образования.

Организатор и методолог школы

Ставить упор в школе на деятельностную компоненту, как это делается в некоторых педагогических, психологических системах можно. Делать акцент на речедеятельностный подход тоже. Но это всё же не вовлекает в оборот онтогенеза многие стороны человека, сыгравшие конструктивную роль в его филогенезе, становлении как вида. Тем более, что трудовая деятельность была основной, превалирующей для всех форм рода Homo до палеоантропов включительно, но это, как и наличие довольно развитых форм мышления, не помогло абсолютно всем им перейти на следующую ступень. Труд был необходимым условием, но не достаточным. Прогресс речевой деятельности у сапиенсов был тесно взаимоувязан с неврологической, а затем и преимущественно с психологической эволюцией, с развитием искусства (хотя строго говоря оно ещё им не было на ранних этапах), с развитием новых форм мышления, с появлением невиданного до сих пор человеческого общества с управлением поведения, мышления и взаимодействием в психоэмоциональной сфере между индивидами. Это было революцией для рода Homo, мы все потомки этих революционеров, вышедших из прачеловеческого мира. И развитие ребёнка в онтогенезе должно, по нашему мнению, сочетать развитие не столько в общем социальных, когнитивных навыков, а различных по уровню форм:
- социализации и индивидуализации;
- мышления;
- психоэмоциональной сферы;
- речи;
- творчества;
- деятельности.
Этот подход положен в основу подбора методик в нашей школе "Синяя чайка".

Классно-поурочная система или многопредметная, проектная?

Мы столкнулись с этим вопросом и однозначного решения не нашли. В итоге у нас совмещено интеллектуальное, культурное, социальное творчество, практическая деятельность учеников с поурочной системой. Насколько возможно они сплетены друг с другом. Это касается, например, методик по письму и развитию речи Ольги Соболевой. Такое совмещение требует особенно внимательного подхода к планированию учёбы с учётом психосоциального, эмоционального, когнитивного состояния, развития детей, их зон ближайшего развития в этих аспектах. В этом и состоит основная сложность в построении программы, её выполнения и актуализации. Простое механическое совмещение разных образовательных программ, поурочной и многопредметной систем может дать не столько плюсы, синергию, сколько совместить недостатки обоих подходов, всех программ. Совмещение разных подходов с получением преимущества в преподавании и является особенностью, присущей нашей школе.

Курсы и методики по предметам

Мы выбрали следующие конкретные учебники, учебно-методические комплексы. Ни одна из образовательных систем типа "Школы России", "Школы 2100" и остальных не может быть взята за основу, мы собрали, насколько это было возможно вообще, лучшее из различных образовательных программ.
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Математика
В качестве основных рассматриваются лучшие, на наш взгляд, курсы Башмакова и Гейдмана. Для преподавания был выбран учебник Гейдмана.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Письмо и развитие речи
В качестве основной выбрана методика О. Л. Соболевой. Учителя прошли обучение и сертификацию у автора методики.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Литературное чтение
На фоне всех курсов выделяются учебники, тетради Ефросининой и Кац. Мы решили использовать курс Ефросининой наряду с подключением текстов из других программ и хрестоматий, внепрограммных текстов в рамках внеклассного чтения. Основные принципы подбора текстов: постепенное нарастание сложности, вплетённость этических и эстетических линий в текстах, восхождение от конкретного к абстрактному.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Окружающий мир
По "Окружающему миру" выбран курс Дмитриевой и Казакова, дополненный вспомогательными материалами из курсов других авторов.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы История культуры
Выбран курс Ольги Холмогоровой, единственный в своём роде.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Риторика
Курс детской риторики Ладыженских, Никольской, Сорокиной из "Школы 2100", рассчитанный на начальную и среднюю школы. К курсу составлены учебники, рабочие тетради и методические рекомендации.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Изобразительное искусство
Выбран курс Кузина, выдержавший уже 20 изданий.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Музыка
Выбраны не типовые решения для школы, а более специализированные. Это курсы по сольфеджио, музыкальному слуху и музыкальной литературе.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Технология
Выбран лучший курс Узоровой, Нефёдовой, который дополняется и другими учебными материалами.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Информатика
Нет однозначно лучшего учебно-методического комплекса, в первую очередь из-за различной их направленности: теоретической и практической. Совмещающий в себе оба подхода учебник по информатике не найден, поэтому приходится преподавать по нескольким курсам.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Нейропсихологические занятия
Занятия по методике замещающего онтогенеза А. В. Семенович рассчитаны на детей до 12 лет и включают в себя дыхательные, двигательные, глазодвигательные и логопедические упражнения, растяжки, пальчиковые и ритмичные игры.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Английский язык
Выбраны два курса одних и тех же авторов: Эванс, Дули, Подоляко, Ваулиной, различающиеся по уровню сложности. Это Spotlight и Starlight. Для нас более актуален продвинутый Starlight в сочетании с спектаклями, сценками, играми на английском языке.
Подробнее
Курсы и методики по предметам
Учебные курсы Физкультура
Рассматривается несколько вариантов: плавание всей группой, коллективные игры на близлежащих площадках, территориях.
Подробнее