Встретив противопоставление "гармонично развитого ребёнка" и "счастливого ребёнка" как понятий, предполагающих различное обучение и воспитание, нужно сказать, что это всего лишь противопоставление субъективного и объективного касательно одного и того же субъекта в становлении. И то, и другое необходимо сопутствует другому: не бывает полноценной гармонии без ощущения, осознания счастья, не бывает глубокого, не поверхностного счастья без гармонии. Обучение и воспитание ребёнка с тем, чтобы он стал личностью с развитой индивидуальностью и пониманием счастья и осознанной социальностью, дающей объективную связь с обществом и его членами - вот цель обучения ребёнка с пелёнок и до стадии взросления.
Дальше этот процесс не заканчивается, просто уже сам субъект постепенно перехватывает бразды правления как взрослый ведёт его дальше. Собственно это и есть взросление.
Однобокость обучения с упором лишь на социализацию, вписывание в существующее общество как винтика, или на безудержную индивидуализацию с получением на выходе в пределе эгоиста-солипсиста, видящего в мире только себя и измеряющего этот мир только через свои желания, конечно же, бесперспективна, но имеет место сейчас. Это школы для масс и школы для элит, воспитывающие неполноценных по-разному субъектов.
Этим принципам и стоит, в том числе, следовать в дошкольном и школьном обучении детей. Развития пресловутых знаний, умений и навыков (ЗУН) они не отменяют, они дают ребёнку и взрослым ответы на более высокие по уровню вопросы "Почему?" и "Кто?", в то время как ЗУН вращаются вокруг вопросов "Что?" и "Как?". Можно дополнить эти вопросы деятельностной компонентой для лучшего понимания: "Почему, зачем делать?" и "Кто делает?" над уровнем популярных вопросов "Что делать?" и "Как делать?". Площадка популярных вопросов просто-таки истоптана, на нём концентрируется, в частности, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). А для ответа на более актуальные вопросы "Почему?" и "Кто?" о целях, мотивации и субъектах, требуется не просто подключение философского, социологического, психологического аппарата, а их творческое развитие. Дело это трудное, но без ответа на них не получится сделать счастливого, гармоничного развитого ребёнка.