Статьи
Критический взгляд

Многие родители считают важным дать своему ребёнку правильную профессию, помочь с её выбором. И школьный период воспринимают уже как подготовку к овладению такой профессии.

Но профессия - не самое главное у человека. Сама его личность с индивидуальными чертами, этические, эстетические её качества, уровень развития личности, мышление различных уровней, речь письменная и устная, спонтанная, произвольная, мировосприятие и миропонимание - это важнее, каковы они у ребёнка, как они будут проявляться при его развитии. И если для родителя важна преимущественно или даже только будущая профессия его ребёнка, хотя в принципе должен выбирать сам человек, то все эти компоненты пускаются на самотёк, отходят на второй план. В итоге даже если он станет узконаправленным экстраспециалистом, то он, как правило, будет страдать при этом профессиональным кретинизмом, вдобавок ему будет присуще неадекватное самомнение и переоценка собственных возможностей, когда многое кажется гвоздями при молотке в руках. Разделение труда уже дошло до своих крайностей в ходе мирового экономического кризиса. Прежде чем нормально решить узкую задачу надо понять её контекст и поставить задачу, а вот с этим-то гораздо больше трудностей. Неадекватно понятая обстановка и поставленные задачи, которые будут затем решены такими профессионалами ничуть не помогут решить действительные проблемы. Так что даже если ребёнок и станет таким профессионалом, то он не будет счастлив.

Школьный период совпадает с периодом детства, подростковым периодом и основным его продуктом является сам человек во всём великолепии или нищете компонентов его личности, его взаимосвязей, потребностей и возможностей. Ради этого и стоит учиться, проживать этот период.

Для успешного обучения у ребёнка должна быть мотивация, подкрепляемая в ходе его образования и воспитания. Общей мотивацией, растянутой во времени, является стремление стать взрослым, повзрослеть, стать самостоятельным. В ежедневном же ходе обучения используется мотивация ребёнка к содержанию уроков. Ему оно должно быть интересно не только и не столько форма подачи материала, сколько само содержание, то новое, что он узнаёт, чему учится, благодаря чему происходит его становление как личности с развитой индивидуальностью и социальностью, богатой эмоциональностью, развитым эстетическим чувством, сформированной этикой, с развившимися формами мышления различных уровней. Это и есть взрослый - общая цель обучения и воспитания ребёнка.

Собственно говоря, человеку больше бы подошло видовое название Homo socialis, человек общественный, чем Homo sapiens, так как мышление было уж точно у остальных форм рода Homo, а вот социальность является его исключительным признаком, который есть только у него.