Статьи
Критический взгляд

Собственно говоря, человеку больше бы подошло видовое название Homo socialis, человек общественный, чем Homo sapiens, так как мышление было уж точно у остальных форм рода Homo, а вот социальность является его исключительным признаком, который есть только у него.

 

Членораздельная речь так же, как и абстрактно-логическое и теоретическое мышление являются следствием социальности человека. При этом подходе, а он всего лишь делает более выпуклым самое главное отличие от остальных видов Homo, так вот при нём становится яснее, что эволюция человека как вида - это эволюция общества.

Хотя были и неврологические элементы в этой эволюции, особенно в эпоху верхнего палеолита, эволюционным компонентом стала массовая психология. Капитализм, делая упор на разумном, рациональном выборе индивида без развитой социальности или оставляя её за рамками своего метода, идёт против природы Homo socialis, нашего вида. Отсюда на последних, новейших этапах развития капиталистического общества возникает масса психических отклонений как у взрослых, так и у детей. Детский аутизм здесь выступает как одно из красноречивых проявлений, хотя аутичное мышление вообще свойственно так называемому "деловому мышлению". Строго говоря деловое мышление является аутичным, внеобщественным, зацикленным на себя. В этой эгоцентричности оно схоже с мышлением у вымерших видов рода Homo, если не у человекообразных обезьян, так как у палеоантропов всё же была эмпатия к ближнему, сочетавшаяся, правда, с каннибализмом. У современного же "делового мышления" есть каннибализм, насчёт присутствия там эмпатии есть при этом много вопросов. Будучи одним из последних эволюционных приобретений, социальность очень подвержена изменениям, уязвима при, казалось бы, сохранности всех остальных компонентах психики, не говоря уже об анатомо-морфологических, функциональных чертах.