Наша школа вступила в недавно созданную Ассоциацию развития семейного образования (АРСО), став восьмой семейной организацией в ней.

Сама Ассоциация была учреждена в марте 2017 года Алексеем Семёнычевым и Светланой Марзеевой, хорошо известными в среде семейных школ своей организаторской работой.

Ею регулярно проводятся конференции по семейному образованию, фестивали, мастер-классы. Целью АРСО является вывод семейного образования на качественно новый уровень развития.

 

 

Встретив противопоставление "гармонично развитого ребёнка" и "счастливого ребёнка" как понятий, предполагающих различное обучение и воспитание, нужно сказать, что это всего лишь противопоставление субъективного и объективного касательно одного и того же субъекта в становлении. И то, и другое необходимо сопутствует другому: не бывает полноценной гармонии без ощущения, осознания счастья, не бывает глубокого, не поверхностного счастья без гармонии. Обучение и воспитание ребёнка с тем, чтобы он стал личностью с развитой индивидуальностью и пониманием счастья и осознанной социальностью, дающей объективную связь с обществом и его членами - вот цель обучения ребёнка с пелёнок и до стадии взросления.
Дальше этот процесс не заканчивается, просто уже сам субъект постепенно перехватывает бразды правления как взрослый ведёт его дальше. Собственно это и есть взросление.
Однобокость обучения с упором лишь на социализацию, вписывание в существующее общество как винтика, или на безудержную индивидуализацию с получением на выходе в пределе эгоиста-солипсиста, видящего в мире только себя и измеряющего этот мир только через свои желания, конечно же, бесперспективна, но имеет место сейчас. Это школы для масс и школы для элит, воспитывающие неполноценных по-разному субъектов.
Этим принципам и стоит, в том числе, следовать в дошкольном и школьном обучении детей. Развития пресловутых знаний, умений и навыков (ЗУН) они не отменяют, они дают ребёнку и взрослым ответы на более высокие по уровню вопросы "Почему?" и "Кто?", в то время как ЗУН вращаются вокруг вопросов "Что?" и "Как?". Можно дополнить эти вопросы деятельностной компонентой для лучшего понимания: "Почему, зачем делать?" и "Кто делает?" над уровнем популярных вопросов "Что делать?" и "Как делать?". Площадка популярных вопросов просто-таки истоптана, на нём концентрируется, в частности, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). А для ответа на более актуальные вопросы "Почему?" и "Кто?" о целях, мотивации и субъектах, требуется не просто подключение философского, социологического, психологического аппарата, а их творческое развитие. Дело это трудное, но без ответа на них не получится сделать счастливого, гармоничного развитого ребёнка.

Существующие курсы по информатике нацелены на разное. Курс Рудченко, Семёнова имеет теоретический уклон, а курс Богомоловой - практический. Синтеза обоих подходов нет ни в одном из просмотренных учебников, поэтому преподавание приходится вести по различным курсам. В начале учебного 2017-2018 года решим вопрос вместе с родителями о преподавании информатики в школе как таковой. Возможно, что её стоит заменить Лего-конструированием или чем-то другим подобным.

Предпочтительнее выглядит курс Узоровой, Нефёдовой. Но его неплохо дополняют по ряду моментов курс Геронимус с обширной рабочей тетрадью, а также курс Масюкевич.

Закончились тренинги по преподаванию русского языка в 1-м классе, по развитию речи у Ольги Соболевой. От нашей школы "Синяя чайка" их прошёл педагог Леонид Коган и я, как методист. Сертификаты по итогам тренинга получили мы с Леонидом и "Синяя чайка" продолжает готовиться к взлёту в новом учебном году
Тренинги были действительно необходимы, так как преподавание по методикам О. Л. Соболевой существенно отличается от таковых в общеобразовательных школах по другим курсам, входящим в ФГОС. Антидогматизм, ориентация на ученика на деле, развитие речи и мышления через их синтез, задействование речевой фантазии, мелкой моторики, тактильных, звуковых, визуальных каналов восприятия, многослойность учебного материала, который действительно становится учебным пространством - это очень сжато и неполно о методике, которую я осваивал вместе с Леонидом, другими участниками тренингов в течение четырёх предыдущих дней. Эта методика совпадает с принципами, идеологией образования в нашей школе и будет полноценно встроена в образовательный процесс.