Давайте знакомиться!

  • Дмитрий Литовка
    методолог

    Приветствуем Вас на сайте "Школы развивающего образования Синяя чайка"!

    Нас зовут Наталья и Дмитрий, мы родители замечательных детей, для образования которых мы «Синюю чайку» и замыслили в 2016-м году. Мы мечтали о том, чтобы дети получали образование в небольшой группе сверстников в доброжелательной образовательной среде, с передовыми программами обучения, спаянным коллективом влюбленных в своё дело прогрессивных и человечных взрослых. В то время мы не нашли подходящей для нас частной школы в Бутово, а семейные школы ещё только начинали открываться в Москве. Собственно наша "Синяя чайка" и стала одной из первых семейных школ в Бутово.


    ​За годы, прошедшие с момента начала работы «Синей чайки» мы получили богатый опыт организации и методического ведения группы детей. Начиная с одной единственной группы в небольшой семейной школе, мы росли вместе с нашими детьми, ежегодно принимая в наш дружный коллектив новых ребят.


    На сегодняшний день можно говорить о том, что нам удалось продумать и реализовать целостный подход к образованию ребенка, отличный от традиционного и базирующийся в первую очередь на сочетании подобранных методик, насыщенной образовательной среды, педагогических практик.

    Мы неустанно развиваем образовательную среду, образовываем себя, с тем, чтобы улучшать условия образования детей.

    Построение альтернативного образования оказалось для нас всепоглощающим процессом, интересным и захватывающим в свою орбиту всё новых и новых людей.

  • Наталья Орлова
    организатор и методист

    Нам удается сочетать рациональность научного подхода и практичность современной жизни. Мы понимаем, что только постоянно учась, осваивая и применяя как новые, так и уже проверенные практики, мы действительно идём вперед и развиваемся. У нас живая организация, с гибким подходом, которая отвечает запросам и ожиданиям родителей, а, главное, мечтам о месте, где они учатся, наших детей!

    Отличительная особенность нашей организации - это вектор развивающего образования и доброжелательная образовательная среда. Они нацелены на развитие сосредоточенного внимания и живого воображения, самостоятельной и инициативной субъектности у ребёнка как у становящейся личности, разноуровневого мышления с постижением многогранного мира, на освоение богатой письменной и устной речи, на становление социальности и неповторимой индивидуальности.

    Мы, конечно, уделяем немалое внимание развитию знаний, умений, навыков. Но это наш план-минимум, чтобы дети имели возможность, в случае необходимости, продолжить обучение и в массовой школе.

    Но самое ценное, что есть в нашей организации – это люди! Дружный коллектив талантливых, истинных, идейных педагогов, чудесных детей и сознательных родителей!

    Это "Синяя чайка", которую мы делаем сами, и с вашим участием для наших с вами детей!


    Присоединяйтесь к нам в нашем общем деле обучения своих детей!

О названии

Название "Синяя чайка" взято из популярной фантастической повести Кира Булычёва "Девочка с Земли"
по названию космического корабля, который также фигурировал в мультфильме "Тайна третьей планеты".

Отправной точкой послужила также канва освоения русского языка и речи в одной из ранее применявшихся у нас методик, в методике Ольги Соболевой, в виде космоса как детского учебного пространства.

На космических кораблях их капитаны, в том числе и Второй капитан на "Синей чайке", облетели всю Вселенную. Внутренний мир человека так же можно уподобить Вселенной, так как он бесконечен в своём развитии.

Наша "Школа развивающего образования Синяя чайка" именно такой корабль, на котором наши дети отправляются в развитие и освоение своего внутреннего мира.
Принципиальные особенности
  • Основные идеи
    Образовательной организации без стержневого комплекса идей, вокруг которых она строится, не бывает. Мы разделяем культурно-историческую традицию, нацелены на развивающее образование и опираемся на труды Выготского Л. С. и продолжателей его подхода: Эльконина Д. Б., Леонтьева А. Н., Давыдова В. В., Эльконина Б. Д., Воронцова А. Б., Цукерман Г. А. и многих других.

    Методолог Литовка Д. М. и один из педагогов Мосина М. А. закончили магистратуру «Проектирование и экспертиза развивающего обучения», одну из лучших магистратур по развивающему обучению в России.

    Философская направленность Л. С. Выготского, педагогов, психологов и учёных культурно-исторической традиции лежит в русле диалектического материализма. Отсюда и деятельность нашей школы проходит так же в этом направлении, исходя из практического гуманизма в развитии этого направления на современном этапе с раскрытием того, что такое человек, как он развивается и с помощью чего можно реализовать его наиболее полноценное развитие. Поэтому все новые концепты, идеи, практики, возникающие в сфере образования, мы пропускаем через призму данной традиции, выбирая вписывающееся в неё, способное дать новый уровень результата. К этому относится как то, что касается педагогических практик, так и создания условий для обучающихся, в целом дающее соответствующий уровень потребности в развитии и саморазвитии.

    Неслучайно при этом одной из отправных точек для названия нашей школы «Синяя чайка» стал известнейший мультфильм «Тайна третьей планеты», являющийся частью образов оптимистического мира советской фантастики Кира Булычёва, мира Полудня Стругацких, произведений И. А. Ефремова. Мы убеждены, что лучшее устройство общества возможно и делаем, что можем, для воплощения его в масштабах нашей организации через образование детей.
  • Организационная форма школы
    В качестве организационной формы была выбрана исходно общественная организация. Через много лет её работы мы перешли к юридической форме некоммерческой образовательной организации. При этом мы выросли из семейной школы как чисто родительско-детского самодеятельного сообщества в сторону научно-ориентированной, гуманистической организации, осознанно действующей в русле определённой традиции, реализуемой в первую очередь людьми, посвятивших образованию значимую часть своей жизни, чьим призванием является педагогика. Но неповторимая атмосфера семейной школы у нас осталась, это отличает нас от многих частных школ.

    Целостность образования подразумевает должный содержательный уровень при контроле, оценивании со стороны администрации организации. Эта целостность поддерживается нами совместно с педагогами, чтобы наиболее комплексно воплотить идеи школы на деле.

    Обязанности каждого из родителей в ходе образования своего ребёнка прежде всего заключаются в создании подходящей среды образования ему дома, от организации выполнения им домашних работ до участия ребёнка на занятиях без существенных пропусков, в экскурсиях, познавательных мероприятиях, проводимых как "Синей чайкой", так и силами самой семьи.
  • О наших особенностях

    Разумно распределяя получаемые денежные средства, обеспечивается необходимый уровень материально-технического оснащения для целесообразного набора занятий, связанных с развитием детей.

    При этом мы за счёт особенной атмосферы, образовательной среды, тщательного выбора программ и компонентов развивающего образования для развития в условиях жёстких ограничений по ресурсам реализуем и будем стараться реализовывать по мере нашего собственного роста намеченный нами уровень образования, индивидуализации и социализации, общности и отношений в ней.

    О создании такой атмосферы вы можете судить по отзывам родителей (ссылки на отзывы с сайтов Яндекса, Гугл).

  • Развивающее комплексно-уровневое образование
    Нам присуща нацеленность на развивающее образование – это следующая ступень после советского и постсоветского развивающего обучения. Немногие частные школы применяют методики из системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, для этого необходима особая квалификация педагогов. А тема развивающего образования ещё находится на стадии активного развития в стране, оно является многообещающим по своим результатами и эффектам. В силу принятой нами концепции развивающего комплексно-уровневого образования, защищённой в МГПУ в рамках магистерской диссертации в 2021 году Д. М. Литовкой, у нас нет довольно узкой специализации, направленности наподобие принятых в специальных физико-математических, лингвистических и других подобных школах.

    Выход на развивающее образование потребовал переосмысления содержания образования, условий образовывания детей как личностей и методов обучения.

    Наши статьи в связи данным видом образования читайте в соответствующем разделе, некоторые из них ещё в работе, первой является статья по биологии.
    Образование происходит в общем контексте целостного развития личности ребёнка, исходя из модели уровней мышления, обучения и отраслей знаний в связи с ними.

Иерархия видов комплексно-уровневого обучения

На каждом из уровней есть определённый ведущий уровень мышления, перечислим их сверху вниз для данной пирамидальной иерархии: диалектический, теоретический, эмпирический и сводный, базовый уровни мышления. Базовый уровень мышления собран из видов мышления, которые ребёнок в норме начинает использовать, развивая их, ещё в дошкольном возрасте. Связь видов мышления, обучения и учебных предметов показана ниже.
Ключевым является развитие мышления на базе конкретных учебных предметов, их материала на определённых уровнях обучения. Подробнее об этом читайте в диссертации Литовки Д. М.

Создаваемое детьми на учебном материале имеет целью получение результата в виде прогрессивного развития мышления. Сам же получаемый учебный продукт носит иной характер нежели производимый на продажу продукт - учебный продукт, по сути, не подвергается глубокому отчуждению от личности своего создателя и не носит от этого следов воздействий такого отчуждения на себе.

Учебный продукт является скорее побочным эффектом, а не результатом обучения, чьё качество второстепенно по сравнению с изменением мышления и субъектности ребёнка.

Отсутствие специализации и профессионализации с присущим им, в частности, "натаскиванием" на ВПР, ЕГЭ, нацеленность на развитие мышления в целом, субъектности и социальности являются отличительными чертами концепции развивающего образования в форме комплексно-уровневого обучения.

Практически же, одним из следствий из этого, при полноценном целевом варианте обучения, является то, что родители могут обходиться без репетиторов в обучении детей, если только они не хотят получать углубленное образование по какому-либо предмету, не компенсируют ранее допущенные дефициты в образовании ребёнка или не готовят его к прохождению ЕГЭ по профильному предмету.

Принципы

Одной из важнейших наших задач является преодоление отчуждённости между образовательной организацией и семьёй. Необходимо уделять особое внимание личным особенностям, способностям и возможностям детей, избегать чрезмерных перегрузок и скачков через реальные ближайшие зоны развития по Выготскому у детей, уделить внимание физическому и психоэмоциональному здоровью, достичь согласованности программ.


Цели
Мы ставим своей конечной целью воспитание человека, со своей индивидуальностью и принципами, критически мыслящего, не догматика, поэтому любые догматические учения в нашей школе отсутствуют. Человека, готового отстаивать своё собственное мнение аргументированно и умеющего выработать это мнение. Умеющего вовремя признавать свои ошибки и делать из них выводы.
Гармоничного, в котором есть и индивидуалистичные, и коллективистские начала. Готового к дальнейшему развитию, у которого будут созданы предпосылки для дальнейшего развития различных видов мышления.
Нет цели, абсолютизации, введения в культ толерантности и терпимости к чему бы то ни было, к чему угодно. Необходимо развитие не только логического интеллекта, но и эмоционального. Делаем акцент на социальности как процессе развития социальности, на этом важнейшем компоненте человека.
Целью в итоге является развитие личности в процессе обучения и воспитания с созданием предпосылок для дальнейшего получения достойного места в жизни и деятельности общества.

Компоненты человека

Примером эпох, когда речь человека была важнейшим орудием в обществе, являются античность и средневековье. Развитие речи в те эпохи шло через риторику.
Если идти вглубь времён, к появлению человека, то оно шло через развитие орудийной деятельности – социальности – искусства – речи и мышления. Их взаимовлияние приводило к тому, что на новых витках они и дальше развивались, приобретая качественно новые формы.
Мы можем подбирать те методики, посредством которых идёт развитие тех качеств, которые нами заявлены. Если выражаться психологически, то мы хотим сделать гармоничный онтогенез (развитие личности ребёнка) без перескоков необходимых зон ближайшего развития, вести преподавание в контексте сообразной психологическому и физиологическому возрасту ребёнка нейропедагогики.
При этом мы затрагиваем все перечисленные компоненты, сыгравшие и играющие важную роль в становлении человека: орудийную деятельность, речь, мышление, социальность, искусство и другие взаимосвязанные с ними когнитивные и социальные навыки (память, внимание, волю, эмоционально-волевую сферу в общем и другие).

Здоровье

Болезни цивилизации, которые стали присутствовать у детей, это не болезни прогресса общества, а как раз свидетельство его застойного характера в психосоциальном плане. Теперь это подтверждается ещё и рецессией в мировой экономике.
По оценке ведущего российского нейропсихолога А. В. Семенович в России, начиная с 90-х годов, произошло снижение психической нормы у детей. Поэтому мы считаем необходимым избежать, как писал А. В. Запорожец, тенденции к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. В связи с этим мы рассчитываем предотвратить непомерные, ненужные, неадекватные стрессы, срывы, весьма распространённую сейчас школьную дезадаптации и дизадаптации, сопутствующие им психосоматические заболевания.

Развитие

Под развитием в данном контексте мы понимаем именно прогрессивное развитие, с увеличением, расширением спектра возможностей человека и далее общества. В процессе всего, что происходит в стенах образовательного заведения важно упор на прогресс не только технического оснащения школы и ученика (айфон, ноутбук, проектор и прочие материальные фонды), а на социальный. Прогресс в одной части не должен оборачиваться регрессом человека, выигрышность технической прогрессивности не должна оборачиваться регрессом человека. В качестве примера можно считать ослабление навыков устного счёта с распространением калькуляторов и компьютеров, ослабление мелкой моторики, связанной с письмом, при переходе от перьевых ручек к автоматическим, а затем к набору на клавиатуре.

Образование

Образование – это привитие знаний, умений, навыков (ЗУН). Образовательные методики при этом отобраны только такие, которые удовлетворяют вышеперечисленным критериям, требованиям, принципам. И самым главным из ЗУН, и базой, и высшей целью мы считаем становление человека.