Средняя школа

О средней школе
Основная школа в 5-9 классах — это промежуточное звено между начальной школой (1-4 классы) и средней (старшей) школой в 10-11 классах. Эта промежуточность является и возможностью, и вызовом. В начальной школе дети массово учатся учиться, в старшей школе идут по профилям, готовятся к ЕГЭ. Средняя же школа выпадает из этих очевидных задач. Мы для себя определили её как время обучения, в течение которого мы даём понимание предметов, предметное мировоззрение (биологическое, физическое и т.п.). Общим же критерием для выбора конкретного курса, учебника является развитие мышления обучающегося, насколько это может быть отработано через предметный материал курса.

При выборе курсов мы следовали правилу: его использование подразумевает системное изучение в основной школе и возможность дальнейшего углубленного изучения предмета в старшей школе. Поэтому мы выбирали, например, линейные курсы вместо концентрических.

Выбор того или иного курса подразумевает выбор базы, основы, но в процессе обучения учитель привлекает и другие курсы, свои наработки, задания из экзаменационных комплектов ЕГЭ. Видя проблемы в изучении, освоении той или иной темы учитель может остановиться на объяснения для понимания, углубить отработку, привлечь дополнительный материал. Отсюда мы следовали и в подборе учителей наряду со знанием своего предмета следующим критериям: субъектность, рефлексивность, умения переключаться между различными позициями на уроке.

Субъектность как самостоятельность, инициативность и многие другие компоненты, над которым мы работаем вместе с ребёнком, требуют в первую очередь этого же самого от учителя. Рефлексивность является неотъемлемым свойством развитого мышления, освоения уровней и видов которого мы добиваемся в своей работе у учеников. Всё это дополняет стандартный набор умений для учителей - готовности учиться постоянно самому и психологически чувствовать детей, помогая им в достижении главных целей школьного периода: их становления как личностей.

Предметы

Русский язык
В своей работы мы продолжаем идти по курсу русского языка Г. Г. Граник, по которому шли в начальной школе. Курс сделан на стыке филологии, психологии и считается одним из лучших в нашей стране.
Подробнее будет чуть позже
Литература
Единственным курсом, в котором выполняются наши требования по литературе, оказался курс А. Н. Архангельского. В нём даётся наряду с русской литературой и мировая литература, появляется должная глубина и широта литературы как предмета, уделяется внимание теории литературы.
Подробнее будет чуть позже
Алгебра, геометрия
Среди учебно-методических комплектов по математике выбор достаточно велик. Мы остановили свой выбор на серии "МГУ - школе". Курс Никольского по алгебре даёт последовательное и глубокое изложение без неоднозначных перескоков между разделами. По данному курсу обучают, в том числе, в специализированных математических классах, школах. По геометрии выбран курс Бутузова-Прасолова, также из указанной серии.
Подробнее будет чуть позже
География
Выбранный курс Домогацких, Алексеевского выгодно отличается сжатым объёмом и своей подачей материала. На учебники за 7-10 классы приходится более 1 тысячи иллюстраций, есть множество отсылок по темам к конкретным литературным произведениям. Методически курс проработан очень хорошо.
Подробнее будет чуть позже
История
По сути, это два предмета в одном - Всемирная история и История России. Целями мы видим овладение историческими методами, понимание базовых исторических закономерностей учениками. При этом, в силу специализации историков, про каждую историческую эпоху, Античность или Средневековье, даже в одном курсе пишет свой авторский коллектив. В итоге сравнения множества курсов и модулей внутри них был выбран УМК Андреева, Волобуева по Истории России и УМК Колпакова, Ведюшкина по Всемирной истории.
Подробнее будет чуть позже
Риторика
Опорным курсом по риторике является курс Т. А. Ладыженской, по которому наши дети уже учились в начальной школе. Здесь ученики продолжают совершенствовать свою речь, манеру и стиль рассуждений, доказательств, умение использовать различные жанры речи и переключаться между ними.
Подробнее будет чуть позже
ИЗО
Если в начальной школе мы шли по программе Ю. А. Полуянова, связанной с развивающим обучением, то в средней школе мы продолжаем начатую линию через курс Б. М. Неменского как базовый. Для детей, желающих научиться рисовать, при этом мы задаём индивидуальную образовательную траекторию.
Подробнее будет чуть позже
Музыка
Программа по музыке составлена на основе авторских программ В. В. Алеева, Е. Д. Критской с использованием принципов орф-педагогики: через связь музыки, движения и речи.
Подробнее будет чуть позже
Труд
Трудовое обучение связано с освоением орудий, самым первым занятием человека, выделившим его из природы. Которое создаёт опору и для всей нашей цивилизации. В плане индивидуального развития оно обеспечивает основу для развития речи. В средней школе труд связан с углублением понимания логики устройства материального мира и научением его менять своими руками и мышлением. Особенно выделяется проектный, коллективный труд над общим предметом.
Подробнее будет чуть позже
Информатика
Отобранный курс К. Ю. Полякова одним из немногих смог ответить нашим требованиям. В нём излагаются основы информатики, логики и алгоритмизации, моделирования и формализации. В курсе изучаются современные языки программирования типа Python, по нему возможно как базовое, так и углубленное изучение предмета. А на сайте автора постоянно предлагаются его новые методические разработки.
Подробнее будет чуть позже
Физика
Одним из критериев изучения физики является умение решать физические задачи. Выбранный курс Л. Э. Генденштейна как раз посвящён именно этому - научению решать разнообразные задачи. Одним из модулей физики является астрономия, её изучению в старшей школе посвящён отдельный курс известного популяризатора астрономии В. Г. Сурдина.
Подробнее будет чуть позже
Иностранные языки
В нашей школе преподаются английский и немецкий языки. Для английского используется курс Super Minds от Cambridge English, для немецкого - Menschen от Hueber. На изучение иностранных языков отводится более пяти часов в неделю.
Подробнее будет чуть позже
Биология
Одна из самых быстроразвивающихся дисциплин, которая уже фактически не может вместиться в один предмет.
Отдельным модулем биологии является генетика, по которой мы взяли отдельный курс с 8 по 11 классы по недавно выпущенным учебникам. Дополнительными возможными модулями являются курс палеонтологии и курс антропологии.
Подробнее будет чуть позже
Химия
Сложность изучения химии связана с необходимостью понимания химических реакций и умения проводить эксперименты. Базовым курсом был выбран курс Г. Я. Рудзитиса, но для действительного освоения химической логики, химического мировоззрения список и литературы, и материала гораздо шире.
Подробнее будет чуть позже
Искусство
У этого предмета есть ещё несколько названий: История искусства, Мировая художественная культура (МХК), но суть у них одна и та же. Развитие эстетического мышления с пониманием основных закономерностей развития искусства с развитием самого общества. Здесь многое зависит от учителя как искусствоведа и его подхода к предмету, собственных авторских разработок по курсу.
Подробнее будет чуть позже
Обществознание
Самый комплексный, сложный по своему составу предмет задаёт особые требования. По сути, он состоит, как минимум, из шести предметов: философии, экономики, культурологии, права, социологии и социальной психологии. Далеко не в каждом курсе получается выдержать общий уровень. Наш выбор пришёлся на достаточно продвинутый курс академика, этнолога и антрополога В. А. Тишкова. При этом для профильного изучения курс можно дополнить в старшей школе курсами по праву А. Ф. Никитина, по экономике Р. И. Хасбулатова или другими курсами. Здесь выбор уже будет за учениками.
Подробнее будет чуть позже
Физкультура
Занятия физкультурой тоже идут в общей канве задачи развития мышления, на этот раз телесного. Тело - наше первое орудие, которое мы осваиваем с младенчества. Чем более полным, разнообразным и глубоким будет уровень его освоения, тем лучше будет фундамент для развития других видов мышления.
Подробнее будет чуть позже
Предметы по выбору
Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Робототехника и конструирование, Психология, Проектный труд, эти и многие другие предметы составляют из себя набор предметов по выбору. Он варьируется из года в год и зависит от предпочтений учеников конкретного класса, выбранного профиля обучения.
Подробнее будет чуть позже
Учителя
Учитель русского языка, литературы и риторики
Учитель математики, алгебры и геометрии
Учитель истории и обществознания
Учитель физики и астрономии
Учитель биологии и генетики
Учитель английского языка
Учитель английского и немецкого языка