Среднее звено

О среднем звене
  • Школьный возраст, соответствующий обучению в 5-9 классах — это промежуточное звено между начальным (1-4 классы) и средним (старшим) звеном в 10-11 классах. Эта промежуточность является и возможностью, и вызовом. В начальном звене дети массово учатся учиться, в старшем - идут по профилям, готовятся к ЕГЭ. Среднее же звено выпадает из этих очевидных задач. Мы для себя определили её как время обучения, в течение которого мы даём понимание предметов, предметное мировоззрение (биологическое, физическое и т.п.). Общим же критерием для выбора конкретного курса является развитие мышления обучающегося, насколько это может быть отработано через материал курса.

    При выборе курсов мы следовали правилу: его использование подразумевает системное изучение в основной школе и возможность дальнейшего углубленного изучения предмета в старшем звене. Поэтому мы старались выбирать, например, линейные курсы вместо концентрических.

    Выбор того или иного курса подразумевает выбор базы, основы, но в процессе обучения педагог привлекает и другие курсы, свои наработки, задания из экзаменационных комплектов ОГЭ/ЕГЭ. Видя проблемы в изучении, освоении той или иной темы педагог может остановиться на объяснения для понимания, углубить отработку, привлечь дополнительный материал. Отсюда мы следовали и в подборе педагогов наряду со знанием своего предмета следующим критериям: субъектность, рефлексивность, умения переключаться между различными позициями на уроке.

    Субъектность как самостоятельность, инициативность и многие другие компоненты, над которым мы работаем вместе с ребёнком, требуют в первую очередь этого же самого от педагога. Рефлексивность является неотъемлемым свойством развитого мышления, освоения уровней и видов которого мы добиваемся в своей работе у обучающихся. Всё это дополняет стандартный набор умений для педагогов - готовности учиться постоянно самому и психологически чувствовать детей, помогая им в достижении главных целей возраста школьного периода: их становления как личностей.

Предметы

Русский язык
В своей работы мы продолжаем идти по курсу русского языка Г. Г. Граник, по которому шли в начальном звене. Курс сделан на стыке филологии, психологии и считается одним из лучших в нашей стране.
Подробнее будет чуть позже
Литература
Единственным курсом, в котором выполняются наши требования по литературе, оказался курс А. Н. Архангельского. В нём даётся наряду с русской литературой и мировая литература, появляется должная глубина и широта изучения литературы, уделяется большое внимание теории литературы.
Подробнее будет чуть позже
Математика, алгебра и геометрия
Среди учебно-методических комплектов по математике выбор достаточно велик. Мы остановили свой выбор на серии "МГУ - школе". Курс Никольского по алгебре даёт последовательное и глубокое изложение без неоднозначных перескоков между разделами. По данному курсу обучают, в том числе, в специализированных математических классах, школах. По геометрии выбран курс Бутузова-Прасолова, также из указанной серии.
Подробнее будет чуть позже
География
Выбранный курс Домогацких, Алексеевского выгодно отличается сжатым объёмом и своей подачей материала. На учебники за 7-10 классы приходится более 1 тысячи иллюстраций, есть множество отсылок по темам к конкретным литературным произведениям. Методически курс проработан очень хорошо.
Подробнее будет чуть позже
История
По сути, это два предмета в одном - Всемирная история и История России. Целями мы видим овладение историческими методами, понимание базовых исторических закономерностей учениками. При этом, в силу специализации историков, про каждую историческую эпоху, Античность или Средневековье, даже в одном курсе пишет свой авторский коллектив. В итоге сравнения множества курсов и модулей внутри них был выбран УМК Мединского по обоим курсам.
Подробнее будет чуть позже
Риторика
Опорным курсом по риторике является курс Т. А. Ладыженской, по которому наши дети уже учились в начальной школе. Здесь ученики продолжают совершенствовать свою речь, манеру и стиль рассуждений, доказательств, умение использовать различные жанры речи и переключаться между ними.
Подробнее будет чуть позже
ИЗО
Если в начальной школе мы шли по программе Ю. А. Полуянова, связанной с развивающим обучением, то в средней школе мы продолжаем начатую линию через курс Б. М. Неменского как базовый. Для детей, желающих научиться рисовать, при этом мы задаём индивидуальную образовательную траекторию.
Подробнее будет чуть позже
Музыка
Программа по музыке составлена на основе авторских программ В. В. Алеева, Е. Д. Критской с использованием принципов орф-педагогики: через связь музыки, движения и речи.
Подробнее будет чуть позже
Труд
Трудовое обучение связано с освоением орудий, самым первым занятием человека, выделившим его из природы. Которое создаёт опору и для всей нашей цивилизации. В плане индивидуального развития оно обеспечивает основу для развития речи. В средней школе труд связан с углублением понимания логики устройства материального мира и научением его менять своими руками и мышлением. Особенно выделяется проектный, коллективный труд над общим предметом.
Подробнее будет чуть позже
Информатика
Отобранный курс К. Ю. Полякова одним из немногих смог ответить нашим требованиям. В нём излагаются основы информатики, логики и алгоритмизации, моделирования и формализации. В курсе изучаются современные языки программирования типа Python, по нему у нас идёт углубленное изучение.
Подробнее будет чуть позже
Физика
Одним из критериев изучения физики является умение решать физические задачи. Выбранный курс Л. Э. Генденштейна как раз посвящён именно этому - научению решать разнообразные задачи. Одним из модулей физики является астрономия, её изучению в старшей школе посвящён отдельный курс известного популяризатора астрономии В. Г. Сурдина.
Подробнее будет чуть позже
Иностранные языки
В нашей школе преподаются английский и немецкий языки. Для английского используется курс Super Minds от Cambridge English, для немецкого - Menschen от Hueber. На изучение иностранных языков отводится более пяти часов в неделю.
Подробнее будет чуть позже
Биология
Одна из самых быстроразвивающихся дисциплин, которая уже фактически не может вместиться в один предмет.
Отдельным модулем биологии является генетика. Дополнительными возможными модулями являются курс палеонтологии и курс антропологии, обучение по которым ведётся по выбору.
Подробнее будет чуть позже
Химия
Сложность изучения химии связана с необходимостью понимания химических реакций и умения проводить эксперименты. Базовым курсом был выбран курс Г. Я. Рудзитиса, но для действительного освоения химической логики, химического мировоззрения список и литературы, и материала гораздо шире.
Подробнее будет чуть позже
Искусство
У этого предмета есть ещё несколько названий: История искусства, Мировая художественная культура (МХК), но суть у них одна и та же. Развитие эстетического мышления с пониманием основных закономерностей развития искусства с развитием самого общества. Здесь многое зависит от учителя как искусствоведа и его подхода к предмету, собственных авторских разработок по курсу.
Подробнее будет чуть позже
Обществознание
Самый комплексный, сложный по своему составу предмет задаёт особые требования. По сути, он состоит, как минимум, из шести предметов: философии, экономики, культурологии, права, социологии и социальной психологии. Далеко не в каждом курсе получается выдержать общий уровень. Наш выбор пришёлся на достаточно продвинутый курс академика, этнолога и антрополога В. А. Тишкова. При этом для профильного изучения курс можно дополнить в старшей школе курсами по праву А. Ф. Никитина, по экономике Р. И. Хасбулатова или другими курсами. Здесь выбор уже будет за обучающимися.
Подробнее будет чуть позже
Физкультура
Занятия физкультурой тоже идут в общей канве задачи развития мышления, на этот раз телесного. Тело - наше первое орудие, которое мы осваиваем с младенчества. Чем более полным, разнообразным и глубоким будет уровень его освоения, тем лучше будет фундамент для развития других видов мышления.
Подробнее будет чуть позже
Предметы по выбору
Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Робототехника и конструирование, Психология, Проектный труд, эти и многие другие предметы составляют из себя набор предметов по выбору. Он варьируется из года в год и зависит от предпочтений учеников конкретного класса, выбранного профиля обучения.
Подробнее будет чуть позже
Педагоги