Средняя школа

О среднем школьном возрасте и его задачах
  • Школьный возраст, соответствующий обучению в 5-9 классах — это промежуточное, среднее звено между начальным (1-4 классы) и старшим звеном в 10-11 классах. При этом по закону "Об образовании" звено с 5 по 9 класс считается основным общим образованием, а звено с 10 по 11 класс - средним общим или полным средним образованием. При этом неважно о какой школе идёт речь: частной, государственной (муниципальной) или семейной, это черты именно возрастных периодов обучения. Эта промежуточность обучения в 5-9 классах является и возможностью, и вызовом. В начальной школе дети массово учатся учиться, в старшей - идут по профилям, готовятся к ЕГЭ. Средняя же школа, среднее звено выпадает из этих очевидных задач. Мы для себя определили средний школьный возраст как время обучения, в течение которого даётся понимание предметов, предметное мировоззрение (биологическое, физическое и т.п.) на основе выработанного в начальном звене умения учиться, освоенных основ предметов. Общим же критерием для выбора конкретного курса является развитие мышления обучающегося, насколько это может быть отработано через учебные материалы.

    Видя проблемы в изучении, освоении той или иной темы педагог может остановиться на объяснения для понимания, углубить отработку, привлечь дополнительный материал. Отсюда мы следовали в подборе педагогов наряду с глубокими знаниями по своей специальности следующим критериям: субъектность, рефлексивность, умение переключаться между различными позициями на занятии.

    Субъектность как самостоятельность, инициативность и многие другие компоненты, над которым мы работаем вместе с ребёнком, требуют в первую очередь этого же самого от педагога. Рефлексивность является неотъемлемым свойством развитого мышления, освоения уровней и видов которого мы добиваемся в своей работе у обучающихся. Всё это дополняет стандартный набор умений для педагогов - готовности учиться постоянно самому и психологически чувствовать детей, помогая им в достижении главных целей возраста школьного периода: их становления как личностей.

Предметы

Русский язык
Не так много курсов, авторы которых поставили своей целью научить ребёнка русскому языку на протяжении многих лет, а не лишь нескольких. Так же невелик список авторов, решивших учесть возможности развития детей при изучении нашего великого и могучего языка.
Подробнее
Литература
Существенным запросом к курсу литературы является расширенное знакомство с мировой литературой наряду с русской литературой. При этом обе они должны изучаться достаточно глубоко, чтобы читатель смог взять все существенные нюансы построения произведений, на которых отточить своё эстетическое мышление.
Подробнее
Математика, алгебра и геометрия
Среди учебно-методических комплексов по математике выбор достаточно велик. Но так же велика и критика многих курсов со стороны математиков в адрес некоторых из них.
Подробнее
География
Наша планета не так уж и велика из космоса. Но объём накопленного материала по ней обширен. Одной из проблем многих курсов является их усложненный для понимания язык наряду с гигантским объёмом, который предлагается для изучения.
Подробнее
История
По сути, это два курса, посвященных мировой истории и истории России. Целями мы видим овладение обучающимися историческими методами, понимание базовых исторических закономерностей наряду с изучением фактического материала.
Подробнее
Риторика
Опорным курсом по риторике является всё тот же единственный в стране курс Т. А. Ладыженской. Здесь дети продолжают совершенствовать свою речь, манеру и стиль рассуждений, доказательств, умение использовать различные жанры речи и переключаться между ними.
Подробнее
ИЗО
Если в начальной школе интересна программа Ю. А. Полуянова, связанная с развивающим обучением, то в средней школе важен авторский курс, учитывающий возможности детей, но на базе отработанного курса, например, курса Б. М. Неменского. Для детей, желающих научиться рисовать, при этом задаётся обычно индивидуальная образовательная траектория.
Музыка
Программа по музыке составлена на основе авторских программ В. В. Алеева, Е. Д. Критской с использованием принципов орф-педагогики: через связь музыки, движения и речи.
Труд
Трудовое обучение связано с освоением орудий, самым первым занятием человека, выделившим его из природы. Которое создаёт опору и для всей нашей цивилизации. В плане индивидуального развития оно обеспечивает основу для развития речи. В среднем школьном возрасте труд связан с углублением понимания логики устройства материального мира и научением его менять своими руками и мышлением. Особенно выделяется проектный, коллективный труд над общим предметом.
Информатика
В курсе информатики должны излагаться основы самой информатики, логики и алгоритмизации, моделирования и формализации. В курсе должны быть и современные языки программирования типа Python.
Подробнее
Физика
Одним из критериев изучения физики является умение решать физические задачи. Для их решения недостаточно хорошей памяти, не хватает нарешанности по образцу различных типов задач. Необходимо освоить физическо мировоззрение, понимать физическую структуру материи, закономерности её изменения. При этом одним из модулей физики является старейшая наука - астрономия, которая может изучаться как в составе физики, так и в составе отдельного курса.
Подробнее
Иностранные языки
Для развития языкового мышления мало одного иностранного языка, пусть и самого распространенного. Для его изучения желательны курсы от ведущих университетов-разработчиков - Кембриджа и Оксфорда. Но для более полного раскрытия потенциала детей необходим как минимум ещё один язык, на котором есть что почитать интересного, увлекательного и значимого.
Подробнее
Биология
Одна из самых быстроразвивающихся дисциплин, которая уже фактически не может вместиться в один предмет.
Отдельным модулем биологии является генетика. Возможны и дополнительные модули, например по палеонтологии или по антропологии.
Подробнее
Химия
Сложность изучения химии связана с необходимостью понимания химических реакций и умения проводить эксперименты. Базовый курс важен, но для действительного освоения химической логики, химического мировоззрения список и литературы, и материала гораздо шире.
Подробнее
Искусство
У этого предмета есть ещё несколько названий: История искусства, Мировая художественная культура (МХК), но суть у них одна и та же. Развитие эстетического мышления с пониманием основных закономерностей развития искусства с развитием самого общества. Здесь многое зависит от учителя как искусствоведа и его подхода к предмету, собственных авторских разработок по курсу.
Обществознание
Самый комплексный, сложный по своему составу предмет задаёт особые требования. По сути, он состоит, как минимум, из шести предметов: философии, экономики, культурологии, права, социологии и социальной психологии. Далеко не в каждом курсе получается выдержать общий уровень.
Подробнее
Физкультура
Занятия физкультурой тоже идут в общей канве задачи развития мышления, на этот раз телесного. Тело - наше первое орудие, которое мы осваиваем с младенчества. Чем более полным, разнообразным и глубоким будет уровень его освоения, тем лучше будет фундамент для развития других видов мышления.
Предметы по выбору
Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Робототехника и конструирование, Психология, Проектная деятельность, эти и многие другие предметы составляют из себя набор предметов по выбору. Он зависит, в конечном счёте, от предпочтений учеников конкретного класса, выбранного профиля обучения.
Педагоги