Подробнее о предметах

Русский язык и письмо

В качестве основного выбран курс Генриетты Григорьевны Граник, известный своим психологическим аспектом образования. В нем проработано формирование читательских навыков, русский язык даётся в связи с литературой с примерами текстов, большинство из которых решает сразу несколько задач. В курсе используется обращение не только к абстрактно-логическому, но и эмоционально-образному мышлению, он в целом направлен на развитие мышления при работе в ходе обучения по предмету, что особенно важно для целей нашей школы. Учтены психологические возрастные особенности учащихся в их динамике развития, даны предпосылки к решению проблемы перехода из начальной школы в среднюю.
В курс Г. Г. Граник входят:
  • Учебники русского языка с 1-ого по 9-ый классы;
  • Спутники к учебникам;
  • Методические рекомендации к учебникам;
  • Программа;
  • Концепция курса "Русская филология".

Литературное чтение

Для литературного чтения используется несколько курсов: в одних классах - курс за авторством З. Н. Новлянской, в других - Л. А. Ефросининой. Первый связан с развивающим обучением, принятым за одну из основ обучения в нашей школе, второй - с предметным обучением чтению на материале литературы. В курсе Новлянской одним из акцентов является эстетика языка и речи. Для курса Новлянской в начальной школе преемственным в средней школе является курс литературы Архангельского, по которому мы и ведём обучение.

Математика

В качестве основных рассматривались лучшие, на наш взгляд, курсы по математике - Сопруновой, Гейдмана и Башмакова. Для преподавания были выбраны учебные комплекты Гейдмана и Сопруновой, хотя по ряду показателей учебник Башмакова более предпочтителен. Но практика - мерило теории и по итогам обдумывания результатов преподавания математики был выбран учебник Гейдмана, которого мы и придерживаемся до сих пор.


О курсе Башмакова

Курс Башмакова рассчитан с 1-ого по 11-й классы. Автору, М. И. Башмакову, в 2013 году была присуждена Премия Правительства РФ за комплект учебников "Математика для всех". Он предлагает широкий образовательный контекст, изобилие образовательного материала, что даёт возможность мотивировать детей к изучению предмета. Кроме того, курс Башмакова по математике является одним из немногих, рассчитанных от первого до последнего класса. В этом плане изучение математики более цельное, чем при смене курсов на границе начальной и средней школы. Но, к сожалению, одним из ключевых критериев для нашей школе по курсу математики является нацеленность курса на научение решать задачи с появлением такого умения у учеников, и курс Башмакова не является самым подходящим для такой цели.


О курсе Гейдмана в сравнении с остальными курсами

Гейдман об учебниках Петерсон и о своих учебниках:

"Вопрос: Вы автор знаменитого учебника по математике для начальной школы. Почему именно для начальной? Ведь математика в старших классах, казалось бы, куда серьезней и важней?

Ответ: В конце 80-х годов перестроечная пора открыла шлюз для другого преподнесения математики в начальной школе. В то время дали возможность раскрыться системе развивающего обучения, и эта система предполагала, например, изучение математики от общего к частному, от общих теоретико-множественных понятий к арифметике. И одним из носителей этой идеи был замечательный, уважаемый мной, математик Наум Яковлевич Виленкин. Вот его ученики, в том числе Петерсон Людмила Георгиевна, блестяще её реализовывали. Там очень симпатично, изящно всё сделано. Но когда с этими учебниками стали работать обычные учителя начальной школы, то получился анекдот. Учителя начальной школы стали реализовывать систему развивающего обучения по Петерсон и не понимая сами, что такое множество, что такое пересечение и объединение множеств, не понимая теоретико-множественных основ, стали рассказывать это детям!

У нас почему-то новая идея вымещает старое, не используя прежний опыт. Из учебника был выброшен большой цикл текстовых задач. А что такое математика? В частности, это создание математической модели текста. Во всяком случае, это так для школьной математики. А текстовые задачи взяли и выбросили. К чему это привело? Мы заметили, что наша школа стала поставлять в свои же математические классы очень мало детей, в чём дело? Надо заняться средней школой. Мы усилили среднюю школу, не помогло. Я влез в «началку», и тут всё прояснилось. Дети не понимают математики, чувство числа утрачено, умение решать текстовые задачи отсутствует. Дети оперировали теоретико-множественными понятиями, совсем не понимая, что эти понятия означают!

И тогда мы написали с Татьяной Владимировной Ивакиной и Ириной Евгеньевной Мишариной пособие для внутреннего пользования по изучению математики в начальной школе. А мои бывшие ученики Максим Родин и Виктор Чепыжов, организовавшие своё издательство – «ЧеРо», увидев конспект, сказали: «Борис Петрович, давайте мы издадим этот конспект…» И мы этот поурочный материал напечатали в формате детской книжки с забавными иллюстрациями Максима Дубаха. Ход этому учебнику дала одна мама. Ее ребёнок страдал потерей слуха. Она приехала в школу, отыскала меня и говорит: «Вы знаете, я стала заниматься с ребёнком по вашему учебнику, и он впервые в жизни расхохотался», – раз расхохотался, значит, мы попали в точку. Вот так появился этот проект и до сих пор существует."


Есть большое количество отзывов родителей и учителей по учебникам Гейдмана, обучению по ним. По словам некоторых вырисовывается последовательность по сложности: Моро (самое простое) - Гейдман - Петерсон (самое сложное).

Автор курса, Борис Петрович Гейдман, умер в феврале 2019 года и авторских обновлений курса, к сожалению, теперь уже не будет.

О курсе Сопруновой

Авторов у курса несколько: Сопрунова, Посицельская, Посицельский, Рудченко и Хованская. Он не только о математике, но и о информатике, по сути - логике.
Так же есть там место и для геометрии. Состоит он из многочисленных учебников, задачников, тетрадей с наклейками, что в результате даёт самую высокую стоимость учебного комплекта среди всех курсов математики.
В отличие от курса Гейдмана там больше визуального содержания, чем литературного контекста.
Его рекомендует Женя Кац как "самый разумный учебник по математике для началки". Курс применяется в ведущих российских школах, запись встречи Наталии Сопруновой в одной из них, в "Новой школе", в феврале 2019 года можно посмотреть.

О других курсах математики: Дорофеева и Петерсон

Надо упомянуть и два других популярных курса по математике для начальной школы. Принципы Дорофеева, которые он заложил в свои учебники, видны в его интервью:
- Очевидно, ваши учебники написаны в совершенно нетрадиционном для российской школьной математики ключе?

- Мы создавали эти учебники, имея в виду нашу концепцию обучения математикой. Конечно, там есть весь материал, обязательный для изучения в основной школе. Но вместе с тем во главу угла мы поставили простой вопрос: что нужно ученику в окружающем его мире, что ему интересно как ребенку соответствующего возраста, и не только с точки зрения чисто утилитарной? Мы включили материал, связанный с развитием математического языка, происхождением ряда символов и терминов. Первыми, начиная с 5-го класса, ввели элементы вероятности. Не хотел бы показаться нескромным, но все же рискну утверждать: из всех существующих параллельно учебников по математике принцип "математика для ученика" реализуется только в наших! В остальных он лишь провозглашается...

Отзывы родителей по учебнику Дорофеева следующие:

"У моей дочери Дорофеев. Вот чисто мое мнение - неплохой учебник. Ближе к Петерсон, чем к Моро. Темы в другом порядке. Основные понятия с Петерсон совпадают, у Дорофеева определения попроще."

Близкий к курсу Дорофеева курс Петерсон, о котором говорилось выше, так же популярен в школах и среди родителей. Для средней школы, кстати, учебники по математике Петерсон и Дорофеев написали совместный. http://eva.ru/kids/messages-3243375.htm. Ему сопутствовал, правда, не только успех, но и проблемы. Почему учебники Петерсон, например, убирали из федерального перечня, рассказано дальше, цитируем: "Весной 2014 года стало известно, что написанные Л. Г. Петерсон учебники по математике не прошли очередную государственную экспертизу, в результате чего их не внесли в федеральный перечень допущенных учебников на 2014/2015 учебный год. При этом учебники Людмилы Петерсон выдержали научную экспертизу, но были «зарублены» на педагогической, которую делала эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина. Эксперт (известная как автор учебников не по математике, а по русскому языку) посчитала, что «содержание учебника вряд ли призвано воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ», поскольку «герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А. А. Милна, А. Линдгрен, Э. Распе, гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросёнка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ»

Из отзывов об учебниках Петерсон и Гейдмана:

"- Мне как раз кажется, что Петерсон более творческий, чем Гейдман. Гейдман более традиционный. А в Петерсон некоторые вещи объясняются неожиданным для меня образом.
- В Гейдмане более творческая нематематическая сторона (типа выбор тем для текстовых задач, стилистика картинок и т.д.).
- Если уж учить, то интересные методологические находки бывают полезны. В учебнике Петерсон таких находок много."


Окружающий мир

По "Окружающему миру" сейчас используется два курса: А. А. Вахрушева и А. А. Гина. Ранее использовался ещё и курс Дмитриевой и Казакова из системы развивающего обучения Занкова. При обучении по курсам Вахрушева (программа "Школа 2100") и Гина многое зависит от учителя, от того, как он раскрывает учебный материал. Предполагается не усвоение готовых знаний, а обучение через проблемные диалоги у Вахрушева с развитием мышления и рефлексии. В курсе Гина идут открытые задачи, темы для размышлений и дискуссий, что позволяет детям научиться рассуждать, высказывать свои мысли окружающим, задавать самому себе вопросы и находить на них ответы. Оба курса нацелены на развитие общения, мышления.
При этом мы привлекаем дополнительные материалы из других курсов, например, общего курса Плешакова, а также авторские наработки наших учителей.

История искусств

Один из авторских курсов, преподаваемых в нашей школе. Он не встречается в течение каждого года обучения, так как его задача - знакомство с миром искусства, базовыми закономерностями, эпохами, ключевыми элементами, знаковыми шедеврами и мастерами мирового уровня. Для этого достаточно его преподавания в течение одного-двух лет в начальной школе.

Риторика

Риторика как искусство и способ изложения своих мыслей, является связующим звеном между мышлением, речью, общением, нацеленным на развитие культуры речи ребёнка. В нашей стране из проработанных курсов риторики есть только курс детской риторики Ладыженских, Никольской, Сорокиной из "Школы 2100", рассчитанный на школу с 1-й по 11-й классы. К курсу составлены учебники, рабочие тетради и методические рекомендации. Важно так же умение учителя преподавать по данному курсу как в начальной, так и в средней школе.

Английский язык

Super Minds издательства Cambridge University Press - это семиуровневый курс английского языка для школьников, уровни 1-3 рекомендуются для преподавания учащимся начальных классов.
В нашей школе занятия по английскому проводятся до четырёх раз в неделю, что позволяет осваивать данный курс в достаточно хорошем темпе.

Учебники Super Minds нравятся учащимся по многим причинам: книги красочные и интересные, а интерактивная модель построения занятий совершенствует навыки мышления, улучшает память и повышает концентрацию внимания. Курс формирует и развивает навыки аудирования и говорения, чтения и письма, а также навыки фонетики и грамматики.
Учебная программа способствует формированию языковой и речевой компетенции – знание грамматических правил и лексических единиц предусматривает овладение способами формулирования мыслей посредством языка, затем приходит умение пользоваться данными способами в процессе восприятия и порождения речи.

Персонажи и герои учебников имеют сверхспособности, которые помогают решать разные жизненные задачи, делать непростой выбор между добром и злом. Таким образом закладываются основы для формирования социальной компетенции как навыка взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях и умения принимать решения. На занятиях организуется просмотр учебных фильмов, формируются навыки ведения беседы, навыки диалогической и монологической речи, используются приемы драматургии. Новые персонажи и новые герои вводятся каждые два уровня.
Курс предназначен для работы в классе и дома.

Компоненты учебного курса:
1. Учебник
2. Рабочая тетрадь
3. Практикум

Данный курс можно использовать для подготовки к экзаменам YLE.
Super Minds 1 и Super Minds 2 соответствует программе Cambridge Young Learners Tests Starters
Super Minds 3 и Super Minds 4 соответствует программе Cambridge Young Learners Tests Movers
Super Minds 5 и Super Minds 6 отвечает требованиям экзамена Cambridge Young Learners Tests Flyers

Изобразительное искусство

У нас в стране достаточно много курсов по изобразительному искусству в начальной школе. Рассматривались для выбора следующие из них:
  1. Курс Кузина, Кубышкиной;
  2. Курс Сокольниковой;
  3. Курс Бушковой;
  4. Курс Неменского, Коротеевой;
  5. Курс Шпикаловой, Ершовой, Макаровой, Щировой;
  6. Курс Савенковой, Ермолинской;
  7. Курс Полуянова .
В ходе работы мы сменили ранее выбранный курс и сейчас мы работаем по курсу Полуянова, он ближе всех остальных к концепции развивающего обучения, выбранной в качестве осевой в нашей школе.

Музыка

В качестве основного курса рассматривались:
  1. Курс Критской, Сергеевой, рассчитанный на время обучения с 1 по 9 класс.
  2. Курс Усачёвой, Школяр, рассчитанные на время обучения с 1 по 7 класс.
  3. Курс Челышевой, Кузнецовой, рассчитанный на время обучения с 1 по 4 класс.
Курс Критской и Сергеевой из упомянутых выше более предпочтителен. Но сам по себе он недостаточен. К сожалению, особенностью всех курсов оказалось то, что во многом не вводится ученик в саму музыку, зачастую даётся описание музыки.
В итоге программа по музыке составлена нашим учителем Ю. В. Терновской на основе программы Критской, Сергеевой, а так же программы Алеева с использованием принципов орф-педагогики: через связь музыки, движения и речи.

Технология

Для преподавания в разные годы мы использовали различные сочетания курсов, собственных наработок учителей. Главным было задействование основных разделов труда как дисциплины, направленных на улучшение моторики детей, эстетической деятельности, на различных материалах: бумаги, картона, дерева, пластилина, глины, подручных материалов, и методах их обработки.

Нейропсихологические занятия

В книгах изложены программы нейропсихологического сопровождения детей от 5 до 12 лет. Подробно описаны дыхательные, двигательные, глазодвигательные упражнения, растяжки. Основой является метод замещающего онтогенеза профессора Семенович. Также представлены программы развития пространственных представлений, рисования двумя руками. Они позволяет более глубоко проработать развитие пространственных представлений ребёнка, расширить диапазон движений в разных зонах пространства, развить координацию, расширить поле зрительного восприятия, закрепить формирование мелкой моторики. Программа логопедический упражнений способствует формированию речевых функций, совершенствованию произношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к произвольному самоконтролю, произвольной саморегуляции.