Биология - как улучшить её изучение в школе

Одним из предметов, которыми отличается курс основной школы от начальной, является биология. Предыдущий курс природоведения содержит в себе немало от данного предмета, но, по сути своей, он представляет из себя развёрнутое введение в биологию, географию, историю и астрономию с ОБЖ. С какими же способами освоения биологии и трудностями в связи с этим сталкиваются ученики?

Виды курсов
В первую очередь, востребована тема сдачи ЕГЭ и популярны обзоры именно учебников и пособий для подготовки к ЕГЭ, но у нас в школе другая задача, задача обучения на материале биологии как науки, опытовой работы с живой материей с развитием эмпирического мышления у ребёнка. Поэтому следует различить две задачи: собственно обучения и финальной подготовки к ЕГЭ, под которые требуются различные учебники и учебные пособия. Например, часто рекомендуют для подготовки к ЕГЭ по биологии использовать трёхтомник Тейлора, Грина, Стаута и им действительно стоит пользоваться для подготовки к ЕГЭ, хотя многие темы даны схематично, например, что касается эволюции и антропогенеза. Но осваивать его в 6-ом или 7-ом классе школьникам в своей массе будет невозможно, лучше к нему переходить как минимум в 9 или даже 10-м классе. Для помощи ученику в освоении биологии нужны действительно школьные учебники и пособия и вопрос их выбора мы и будем разбирать ниже.
В России сейчас существуют линейные и концентрические курсы по биологии. Их авторами может быть один и тот же коллектив и обычно их различить можно по оформлению, тому же цвету. Например, в УМК Сонина линейный курс обозначается синим цветом, а концентрический – красным. Для настоящего изучения биологии стоит выбирать линейные курсы, они лучше сочетаются с последовательностью преподавания других эмпирических предметов, той же физики и химии. Линейные курсы более подходящи для выбранного в нашей школе «Синяя чайка» развивающего образования в плане развития мышления.

Краткий обзор учебно-методических комплектов
УМК Сонина, а именно его линейный, синий вариант, продолжается в 10-11 классе углубленным курсом того же Сонина. Он продолжает один из вариантов развивающего обучения, в данном случае системы Занкова, и отличается обилием уместного иллюстративного материала и неплохим языком изложения.
Хорошие в целом учебники Вахрушева из системы «Школа 2100» отличаются проблемно-диалогическим подходом, с его помощью можно идти в русле развивающего образования. Данный курс продолжает достойный по своему уровню курс природоведения начальной школы. Сам курс построен, к сожалению, только лишь по концентрическому принципу: 6 класс – ботаника, 7 класс – зоология, 8 класс – человек, 9 класс – «Порядок в живой природе», 10 и 11 классы – «Общие закономерности», а учебник для 10-11 классов есть только для базового, но не для профильного уровня. Да и найти его в открытой, массовой продаже в магазинах, к сожалению, непросто.
В учебниках Пасечника в итоге в 10-11 классе есть только базовый уровень, что уже лишает вариативности и выбора, если идти строго по нему. Судя по всему, его в целом стоит расценивать как базовый. Примерно та же история и с УМК Сухоруковой из комплекта «Сферы» издательства «Просвещение», он является лишь базовым. Стоит отметить насыщенность курса разнообразными тетрадями, электронными приложениями, конструкторами уроков, что отличает в принципе «Сферы». Учебники из курса Суховой так же предоставляют только базовый уровень для изучения, что не является приемлемым с точки зрения последовательности и вариативности глубины изучения. УМК Сивоглазова построен на основе учебников из упомянутого выше УМК Сонина, только с упором на ИТ, представляя из себя более компьютеризированную версию учебников исключительно концентрической версии курса, из-за чего его ценность для изучения падает.
Издательство «Владос» выпускает учебники за авторством Никишова, построенные как по концентрическому, так и по линейному принципу, в принципе, ряд учителей выбирает и их.
Интересным является УМК Пономарёвой, где есть и линейный, и концентрический курсы, а также выбор базового и углубленного уровня в 10-11 классах. Но если сравнивать с комплектом Сонина, то он отличается упрощённым подходом в изложении материала и визуально обеднённым оформлением самих учебников.

Проблемные места в изложении
В разбираемых учебниках достаточно схематично изложены эволюция и антропогенез, хотя и с разной степенью полноты. И если уж исходить из постулата одного из создателей синтетической теории эволюции Ф. Г. Добржанского, что «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции», то без разбора как эволюционных механизмов, так и таксономии и существующих, и ископаемых видов, родов и семейств с оценкой их путей развития нельзя говорить об успешном полноценном освоении биологии как науки.
Для восполнения же недостаточного изложения антропогенеза детям постарше стоит прочесть хотя бы книгу С. В. Дробышевского «Байки из грота», а детям помладше – «Происхождение человека», написанное им же в соавторстве с М. Рупасовой.
Особую трудность заключает в себе стык, переход от биологического к культурному и социальному и здесь лучше бы в учебниках фиксировали имеющиеся не только достижения, но и проблемы, в частности появления речи у человека. Это дало бы и глубину, и актуальность, вызвало бы интерес и показало бы всю сложность не только биологического, но и культурного и социального в контрасте с этим слоем развития материи.
Ещё одним вызовом является преподавание генетики, бурно развивающейся в последние десятилетия, в школе.

Что думают учёные о преподавании биологии?
Собственно о проблемах преподавании биологии в школе сжато высказался С. В. Дробышевский в 2018 году. Текстовая расшифровка содержания его выступления с комментариями приведена ниже:
1). «Последний учебник биологии был написан примерно в 1965 и с тех пор новые учебники лишь перефразировали его и перерисовывали картинки в духе игры в "испорченный телефон". А в совсем свежие учебники добавили уже даже фактические ляпы.
Картинки ланцетников, например, перерисовывают с ошибками с середины 19 века, перерисовывают всё менее похоже на ланцетников.
Происхождение человека дают в виде, который прослеживается по учебникам с конца 19 века.
Обходит это Дробышевский тем, что учит без учебников, или на худой конец предлагает искать старые советские учебники и разбавлять их отдельно картинками из атласов, которые смотреть перед сном.

2) ЕГЭ рассчитан на умственно ограниченных детей - ибо вопросы там надо отвечать, не как на самом деле, а как бы это мог запомнить слегка умственно отсталый ребёнок - т.е. без всяких исключений. Типа того, что млекопитающие по ЕГЭ - обязательно живородящие (кто такой утконос, который откладывает яйца - лучше не спрашивать: его для ЕГЭ не существует).
Дробышевский прямо говорит детям, что учить биологию придётся 2 раза: для себя, и для сдачи ЕГЭ. Надо уметь понимать степень тупизны вопросов в ЕГЭ, чтоб "правильно" на них отвечать.

3) В конце обучения Дробышевский ещё заново проходит начальные курсы биологии - ботанику и анатомию - которую проходят первыми в классе 6,9 и никто из детей уже не помнит, что там было, к тому же они никак не привязывалась ни к чему (ко всяким сложностям типа эволюции, генетики и т.п.) - т.е. вообще обучение было с нулевым смыслом.

4) Дробышевский сразу даёт инфу с перекрёстными междисциплинарными ссылками: "что-то есть" не "просто так", а "потому что...". Из-за этого инфа и лучше запоминается, и оказывается осмысленной, а не бестолковой зубрёжкой.

5) Теория эволюции в школе подаётся как 19 веке, в лучшем случае - как в середине 20. Хотя с тех пор наука продвинулась очень сильно. В частности Дробышевский приводит примеры параламаркизма - передачу потомству "наученной" блокировки генов. Про перенос генов, про митохондрии - откуда они взялись в клетках. Про одноклеточную собаку-паразита. Про преоны - белки с признаками жизни: размножаются и эволюционируют. Тут Дробышевский похвалил Онищенко, который как-то запретил ввоз польских свиней с преонами.

6) Детям Дробышевский подаёт науку не как окостеневшее знание, которое 1 раз выучил и на всю жизнь, а как то, что развивается, где есть много неизвестного, в исследовании чего они сами могут попробовать свои силы.

7) Антропогенез в школах даётся дико устаревший 1940-50х годов. С линейной последовательностью некоторых приматов - из которых не выстраивается нормальная эволюция. И нет внятного описания культур. Дробышевский вместо этого даёт понимание о ветвистом дереве эволюции приматов - как оно в современной науке».

Краткие рекомендации по преподаванию биологии
Ещё одно обсуждение преподавания биологии в школе датировано 2014 годом, кроме Дробышевского там высказались так же и Боринская, Резникова из России, и Северинов из США.
Перечислим же, что стоит, на наш взгляд, предпринимать для улучшения преподавания биологии в школе:
  • обеспечить развитие эмпирического и теоретического мышления учеников на основе курса биологии;
  • выбрать лучший линейный курс с возможностью выбора базового и углубленного уровня в 10-11 классах;
  • доверить преподавание курса учителю, чьи знания как современны, так и простираются за пределы собственно школьного курса биологии. Дать возможность учителю повышать свою квалификацию, обновлять знания по предмету;
  • преподавать курс с коррективами и дополнениями, в том числе с указанием причинно-следственных и межпредметных связей от преподающего учителя;
  • указывать в ходе обучения как на последние актуальные достижения в исследованиях, так и на нерешённые проблемы;
  • сдвинуть преподавание ботаники как можно позже, меняя его местами с преподаванием других отраслей биологии, вплоть до изучения ботаники в 9-ом классе;
  • давать материалы антропогенеза с явным выходом за школьную программу, скорее всего в виде отдельного объёмного модуля. Так же отдельным модулем давать и теорию эволюции. Предусмотреть введение и других необходимых модулей в курсе;
  • обеспечить преподавание генетики.

Не самым простым является проведение лабораторных работ, без которых немыслимо преподавание курса. Для этого нужно лабораторное оборудование, пусть и не с такими требованиями по безопасности, как в химической и физической лаборатории, но с возможностью на его основе познакомить с новыми методами, например, с прикладной генетикой. И здесь начинают сказываться ограничения по бюджету, исходя из которого закупается оборудование. Одним из решений является задействование ресурсов открытых не так давно технопарков, в которых можно проводить отдельные лабораторные работы. И здесь факторами выбора являются наличие необходимого оборудования в технопарке, квалификация и подготовленность его персонала, транспортная доступность, возможность удобно состыковать график проведения работ с графиком обучения.

Заключение
Чем можно заключить наш небольшой экскурс? Квалифицированный учитель биологии с хорошим учебником, учебно-методическим комплексом в целом, даже с дополнительной литературой, с оборудованной лабораторией и достаточным количеством учебных часов сами по себе ещё недостаточны. Необходима для развития учеников в контексте биологии как предмета ещё и совместимость выбранного УМК с принятой в конкретной школе определённой системы образования, в нашем случае – развивающего образования в семейной школе, а также умение педколлектива обеспечить формирование сообразной образовательной среды в классе и школе, умение учителя биологии вписать в каждодневной практике выбранный курс в принятую в школе образовательную систему. В случае семейной школы с развивающим образованием подходящими курсами могут считаться линейный курс Сонина и концентрический курс Вахрушева из «Школы 2100», родственные развивающему образованию на базе РО Эльконина-Давыдова. Учебниками второго выбора являются учебники из УМК Пономарёвой и УМК Никишова.

Следует понимать, что выбор УМК не избавляет от всех проблем. Например, при выборе линейного УМК обнаруживается, что изучение многообразия живых организмов растягивается на 7-й и 8-й классы, а в 9-ом изучается человек. При этом, если мы сдвигаем изучение ботаники на 9-й класс, то её непросто будет совместить с изучением основного курса по человеку, а обучение генетике накладывает свои дополнительные требования к количеству часов, выделяемых на биологию в неделю.