Идеальное образование: возможно ли оно?

Постановка вопроса

Многие негосударственные школы заявляют о наличии у них передовых методик, отработанных годами, наличии внятных, ощутимых результатов с успешными поступлениями в продвинутые ВУЗы за относительно приемлемые денежные вливания в их бюджеты. Если оплата обучения и её приемлемость зависят от состояния кошельков родителей и с ней более или менее всё ясно, то с методиками, программами, их взаимной увязкой ситуация более интересная.

Можно было бы разбирать программы и методики школ, идти с этого конца, но уж слишком объёмен материал, он частично скрыт от внешнего взора, перенасыщен либо канцеляритом, либо продающим языком, поэтому попробуем зайти с другого конца, с теоретического.


Школа имеет дело с развитием ребёнка, его воспитанием, образованием, социализацией. Логично предположить, что родители хотели бы видеть как можно более полное раскрытие заложенных в ребёнке предпосылок, доведения его до максимально возможного уровня, наиболее высоких зон актуального развития и расширения зон ближайшего развития по Выготскому.

Но что является максимально возможным на текущий день? И по каким направлениям развития идёт ребёнок при этом?


А есть ли объединяющая теория?

Здесь становится важным именно теоретическое знание как обобщение множества траекторий развития детей как в данной конкретной детской популяции, так и в мире, в сходных языковых, цивилизационных популяциях; как в данное время, так и за последние десятилетия, чтобы понимать преимущественную динамику детского развития, её повторяющиеся и своеобразные черты, отличающие появившееся новое из общего массива.

Мы знаем о мышлении, внимании, сознании, речи, аффективно-волевой сфере, игровых и познавательных, эстетических и деятельностных навыках, психоэмоциональном и этическом измерении. Есть уровни развития, тесты и задания, казалось бы устоявшиеся траектории нормативного развития. И, по идее, остаётся только отслеживать детей, управлять их продвижением по данным нормативным траекториям.

Проблема же заключается в том, что при наличии опытного знания за массой детей до сих пор нет на деле объединяющих теорий. Нет теорий как в конкретных научных областях, так и объединяющих их самих, синтетических теорий.


Нет единой психологии как науки в общем, так и теории сознания, в частности. Выготский не успел её создать даже на уровне своего времени, книга «Мышление и речь» была лишь предпосылкой к этой теории. На сегодняшний день есть много конкурирующих теорий, не совместимых ни друг с другом, ни с другими научными областями.

Есть проблема в лингвистике. Объяснение развития языка у человека, его последовательностей и уровней даётся антагонистичными теориями.


Какой уровень мышления на сегодняшний момент является наивысшим? Кто-то скажет диалектический, кто-то с этим не согласится. Но даже для диалектического мышления нет ещё общепризнанной формулировки, а тем более методов его развития сквозь школьный курс. Более того, до сих пор некоторые ищут диалектику в античности, а кто-то видит главным диалектиком Гегеля.


Проблема происхождения искусства и его развития так же пока ещё не решена. Отсюда развивать эстетическое в ребёнке, конечно, можно и нужно, но насколько это последовательно реализуется, насколько раскрывается его потенциал — вопрос.


Внимание, разделение намерений, интенциональности вроде как и исследуется американским последователем Выготского, Томаселло, но далеко не всё там удовлетворительно, да и общая теория внимания напрямую из его работ не выводится. Исходить же из представлений более чем 50-летней давности можно, но при этом что делать с детьми с синдромом дефицита внимания (СДВ) и гиперактивности (СДВГ)?


Теория появления общества и человека с современным психологическим строением до сих пор не создана, отсюда не решены в теории вопросы и проблемы со случаями ненормативного развития детей с теми же расстройствами аутистического спектра (РАС).


Итоги

В итоге у нас есть разрозненные педагогические, методические находки, опытные знания, объединенные в антагонистичные, противостоящие друг другу концепции, а внутренне непротиворечивых, совместимых целостных теорий нет до сих пор и не только по этим областям.


Как же на этом фоне можно добиваться достижения каких-то идеалов, если оставить в стороне коммерческий язык и говорить по существу? Лучше признать отсутствие комплексных, объединяющих на новом уровне прежде разрозненные знания, теорий. И исходить из этого в попытке добиться приемлемого на текущий момент результата, при этом активно как интересуясь обстановкой на теоретическом фронте, так и складывая этот непростой пазл у себя в собственном сознании и на практике. Может вы и добьётесь новых результатов именно в своей школе.