Обзор нашей экскурсии в Институт географии РАН (октябрь 2024)

На октябрьских каникулах наши дети побывали в Институте географии Российской академии наук.
Экскурсии для детей школьного возраста в Институте проводятся крайне редко. Мы были чуть ли не первой группой из детей 11-14 лет, которой ученые Института широко раскрыли географию в нескольких разрезах с учетом возраста детей. Для учёных, разбирающихся в своем предмете, не проблема, как мы ещё раз убедились, достаточно хорошо и сжато объяснить суть вопросов, которыми они занимаются.

Примечательным сразу же было то, что научным руководителем учебников курса географии, по которому учатся дети, является один из сотрудников института. И, более того, ученый секретарь, которая вела у нас вводную лекцию и координировала всю остальную экскурсию, была одним из соавторов учебника, и ее перу принадлежат некоторые разделы.

Первой была вводная лекция о том месте, где мы находимся, об истории самого института, его основании, его задачах. После этого определились с актуальной проблемой, на примере которой дети могли понять, чем занимаются ученые. Говорили о глобальном изменении климата с графиками, картами, фотографиями, примерами разнонаправленных изменений.

Дальше мы распределились на группы, потому что здание, пережившее ещё пожар 1812 года, само по себе достаточно узкое, даже тесноватое для больших групп. Из-за особенностей архитектуры дальше мы двумя группами шли по различным отделам, лабораториям Института географии. Конечно, мы не прошли всё за один присест, но ученые Института смогли нас провести по самым интересным направлениям, связанным с изучением изменений климата.

Мы слушали дендрохронолога, увлекательно рассказавшего про деревья, как они растут, какие закономерности роста обнаружили, как и где добывают образцы, как составляют единую дендрохронологическую шкалу.
Наши дети смогли посмотреть на образцы деревьев, на примере которых выясняют каким был климат в различные исторические отрезки. Ещё мы были в лаборатории, где изучают осадочные породы. Примером для нас послужили вулканические породы, на которых нам показали, различные её слагаемые, подсказали, как увидеть следы самых масштабных извержений вулканов с определением их дат, а также и образцы острого как бритва вулканического стекла.

Посмотрели мы и почвы, где нам показали, как можно измерять размеры частиц почвы на приборе на примере с лёссовой породой из одной из провинций Китая. При том, что мы сами там сделали эти пробы, растворили образец почвы, дифракция лазера позволила нам определить все-таки размер этих крошечных частиц. При этом нам рассказывали еще про строение камней, показывая их при различных мезо, микро, субмикроувеличениях..
Рассказали, какие процедуры при этом еще проходят образцы, прежде чем попасть под увеличительное стекло. Все это происходило непосредственно в действующих лабораториях рядом с учёными, работавшими при нас в тот момент со своими образцами.
Мы побывали и у гляциологов, слушали про лед и его строение, различные его виды, про криосферу Земли, чьими самыми большими представителями являются ледники Антарктиды и Гренландии. Дети держали в руках образцы льда, кернов, извлеченных в разных точках Земли. Прослушали лекцию гляциолога по тому, как изучается лед и на каких приборах все это делается. Для детей, кстати, было неожиданным узнать о существовании большого хранилища льда рядом с Институтом географии в центре Москвы, в котором и летом, и зимой поддерживаются низкие температуры. Изотопный состав воды – вот ключевое для понимания учёными того климата, который был сотни и тысячи лет назад. Мы были рядом с новой чистой институтской лабораторией в связи с исследованиями льда. В которую, правда, не могли зайти из-за особых требований по чистоте, но смогли ознакомиться из-за стекла с оборудованием и тем, что на нём делают учёные. Естественно, сопровождалось это рассказами о том, как живут ученые, как они путешествуют к местам исследований, работают в Антарктиде и в горах, какая разница между бурением льда покровных ледников и горных ледников. Ну и какие могут ожидать приключения группу ученых. Всё это живым языком с примерами из реальной практики географов-исследователей. В конце у нас было теплое, душевное чаепитие в музее, в котором были выставлены личные вещи самых известных географов, российских и советских ученых.
Мы побывали, не выезжая из Москвы, в различных уголках Земли. Оказались на переднем крае географической науки вместе с людьми, которые работают над этим и готовы показывать, рассказывать об этом нашему подрастающему поколению. Провели несколько часов в Институте профессиональных ученых-путешественников, которые посвящают этому не часы, но свою жизнь. И из тех, кто с нами разговаривал, кто-то уже сейчас, на момент написания этого отзыва, находится на пути в Антарктиду, а кто-то продолжает обрабатывать материалы предыдущих экспедиций и систематизировать их.

Мы смогли при посредничестве географов окунуться в этот мир изучения Земли. Важно, что мы могли задавать вопросы, постоянно получать от ученых ответы, высказывать при этом свои какие-то ремарки, примеры из личной жизни, которые можно было сопоставить именно в контексте изучения Земли, с тем, чтобы улучшить понимание, и перейти от повседневно-бытового к научному взгляду на окружающую нас земную действительность.
P.S. Обзору нашей экскурсии нашлось место и на сайте самого Института географии РАН.