В последние десятилетия резко возрос интерес к неклассическим методам и методологиям преподавания школьных дисциплин. Одна из таких методик изложена в книге Александром Лобком "Другая математика". На её примере можно увидеть достаточно распространённые воззрения в области новизны преподавания.
Автор, А. Лобок, пишет в своём труде:
Да, у ребёнка есть этап в освоении математики, когда у него используются образы. Но это этап, который он в норме проходит и идёт дальше, задействуя доминантное полушарие. А Лобком предлагается опираться именно на правое полушарие, искусственно растягивая этап образных операций вместо перехода к математическим абстракциям. Да если бы это в ходе эволюции человека оказалось выгодным, так бы и было. Но почему-то, что речь, что мышление, что счёт связаны в современной форме с левым полушарием. Правое проявляло себя на более ранних, уже прошедших этапах жизни человечества, когда не возникло ещё абстрактно-логического мышление и членораздельная речь. Более того скажу, до появления членораздельной речи и человека в современном понимании не было. А она, в свою очередь, была завязана на возникновение социальности у человека, на появление общества.
Термин "антропосоциогенез" отображает, с одной стороны одновременность появления человека и общества, но с другой стороны даёт не совсем отчётливые установки. Дело в том, что далеко не все формы рода Homo, участвовавшие в этом процессе, дошли собственно до социума и социального человека. Много было вымерших, тупиковых ветвей, которые, правда, существовали в течение сотен тысяч и миллионов лет, тупиковость которых очевидна сегодня, но отнюдь не была очевидна во время их существования.
Возвращаясь к теориям Лобка, опора на эволюционные механизмы, о которых он пишет, - это опора на механизмы, которые действовали, были определяющими до момента около 25-30 тысяч лет назад, когда наскальная живопись стала уходить от копирования окружающей реальности и приобретать символические черты. Я думаю, что для того, чтобы отступить по эволюционной шкале времени так сильно назад, должны быть веские доводы и обоснования, почему это вдруг становится выгодным на настоящем этапе для человека.
А. Лобок занимался антропогенезом, происхождением человека, у него на этот счёт есть книга «Антропология мифа» от 1997 года. Книга смелая и неоднозначная. Так, он видит в каменных орудиях у видов рода Homo предметы мифа, предметы культа. А их производство, по его мнению, – это не утилитарная функция, а культурно-культовая, ритуальная. Это, мягко говоря, странно, так как культы отсутствовали даже у неандертальцев, не говоря уже о предшествующих видах рода Homo, использующих как каменные, так и другие орудия. С одной стороны, его выводы о культуре как явлении досоциальном можно признать правильными, с другой же стороны, дальнейшие его представления можно считать спорными.
Он постоянно приравнивает, например, первобытного человека и дошкольника, а именно их мышление. Дошкольники бывают разными: от 3 до 7 лет человек проходит очень большую дистанцию и о какой конкретно стадии он говорит, не совсем понятно. О первобытных людях: допустим, хотя бы, что он говорит о сапиенсах, не о неандертальцах. Но у сапиенсов была длительная эволюция, о первобытном человеке какой эпохи он говорит – неясно. Начнём с того, что сейчас многие учёные говорят о ранних сапиенсах, существовавших 200 тысяч лет назад, что на мой взгляд, вряд ли адекватно как морфологическому, так и социокультурному портрету сапиенсов. А дистанция между различными палеоантропами 200, 100, 50, 35 и сапиенсами 40, 25, 15, 10 тысяч лет назад тоже огромная, изменения были радикальными. Да, мышлению первобытного человека, сапиенса времён наскальной живописи можно найти аналоги в современности. Но это ведь мышление, напоминающее мышление аутистов. В своей статье «Когда мы появились на свет?» от апреля 2015 года я пишу, в том числе, о случае Нади, описанном Н. Хамфри, когда она на определённом участке своей жизни рисовала как если бы это делал первобытный художник. Здоровый ребёнок в норме не повторяет механистически в своём развитии тех первобытных черт, они проявляются, например, при мозаичных сбоях развития его психики, о случаях существенных органических отклонений я даже и не говорю.
Зачем же тогда нам пытаться опираться на те механизмы, которые и не проявляются в норме? И, если они проявляются, то люди, наоборот, через методы нейрокоррекции пытаются вывести ребёнка на обычную траекторию развития. Поэтому тем, кто хочет вникнуть в то, что предлагает Александр Лобок в "Другой математике", предлагаю не только и не столько послушать его на семинарах, а ещё и прочитать то, что он пишет. Чтобы делать выводы, основанные на критическом отношении к его и любым другим новым идеям преподавания.