Что нужно детям от родителей в ходе своего школьного обучения в средней и старшей школе?

Наша школа была создана в ответ на неудовлетворительное качество обучения в массовой школе, которая превратилась из места для обучения в место для контроля текущего уровня знаний. К каким тезисам мы пришли?
Учитель должен понимать трудности ученика, давать ему самому осознать их, помогать в освоении знаний, заполнении лакун.
Мы заменили учебно-методические комплекты (УМК). У нас практически нет ни одного УМК, который используется в массовой школе.
Мы сделали основной упор на мышлении.
Мышление — это умение решать нестандартные задачи нестандартными способами, при этом ещё и в нестандартных позициях, контекстах, осмысленностях, на разных временных промежутках. Мышление имеет много уровней, об этом есть материалы на сайте школы. Отсюда акцент на знания, а с другой стороны - на их применение, чтобы они становились способами. По химии, русскому языку, математике - в любом предмете. А между предметами ребёнок должен уметь переносить достигнутое.
Какие требования к учителям в связи с этим? Чтобы они чувствовали детей, могли оказывать им поддержку в плане развития их мышления наряду с подготовкой, проведением занятий, самостоятельных и контрольных работ.
Что в связи с этим требуется от родителя? В разных классах немного различное.

10 и 11-й классы: это углублённое изучение предметов, которые уже точно известны и интересны, и подготовка к ЕГЭ. Причём подготовку к ЕГЭ можно вести у тех же наших учителей, репетиторов, которые уже хорошо известны. Родитель должен поддерживать интерес ребенка, его работоспособность, целеполагание, получение им репетиторских занятий, обеспечить его литературой, пособиями, допкурсами. В случае хорошего взаимодействия участников процесса (репетиторы, ученики, родители) это будет занимать не так много времени, не будет происходить выгорание учеников. И это не будет негативно влиять на основное универсальное, глубокое обучение, шанс на которое есть только раз в жизни, именно в этих классах (дальше неизбежны специализации). Родителю стоит сделать так, чтобы ребенок успевал сделать многое, и интересное, и обязательное, и с подготовкой к экзаменам, за каждый день, укладываясь в определенный график обучения/подготовки. При этом проверка знаний родителями уже зачастую фактически невозможна, ребёнок выходит во множестве предметов за рамки пройденного родителями десятилетия назад. Это тоже стоит понимать и давать себе отчёт в попытках контроля, причём не только в 10-11, но уже в 8-9 классах.

Дальше спускаемся вниз, в среднюю школу, будем рассматривать 5-6, 7-9 классы в различных сочетаниях. В 8-ом и 9-ом классах - по сути, идёт подготовка к другому, более простому экзамену ОГЭ. Не с самого начала, это начинается в девятом классе всё-таки больше. Но в 8-ом задачи в стиле задач ОГЭ уже встречаются на уроках.
В остальном по средней школе есть задача освоения нового при дефиците часов.
Часов мало в учебных программах в общем по: биологии, истории, физике, информатике для глубокого освоения. Относительно достаточно по иностранному языку, по математике, алгебре, геометрии, русскому языку. Чем это вызвано?
Тем, чтобы если действительно брать более глубокий насыщенный, богатый уровень требуется гораздо большее количество часов. И это сразу сопровождается терминами «углублённый», «профильный», хотя зачастую надо говорить о недостаточности базового уровня наряду с заумью ряда профильных курсов.
В целом, по той же истории, биологии можно было бы спокойно увеличить объем преподавания в 1,5-2 раза, чтобы добиться приемлемо глубокого результата у большинства учеников.
За счёт малого количества учеников в классах мы выигрываем лишь частично. Переходить массово на профильное преподавания мы не сможем и не хотим лишать детей универсальности образования.
В целом мы ограничены возможностями учеников в течение ограниченного времени. В этом году мы удлинили учебный день в средней школе (не сопроводив его пока что соразмерным увеличением родительского взноса!), но беспредельно мы его не можем увеличивать – истощаемость внимания у детей сильно сказывается на возможностях продления учебного дня.
По каким-то предметам можно выйти из положения за счёт внешкольных допкурсов: в нашем случае это информатика (КиберВан), рисование (Эвлорин и комиксы), музыка (пианино, гитара). Занятия на продленке тоже хороши. Но родителям не стоит ограничиваться лишь ими!

Школа даёт базовые изменения мышления в их универсальности, это главное. Что-то большее дети могут освоить только в ограниченном, выбранном наборе предметов, во внеурочное время. Задача родителей определиться с интересами и дефицитами детей, чтобы дальше уже могли работать во внеурочное время по ним. При этом надо быть готовым к смене занятий по мере удовлетворения интереса, заполненности лакун, отсюда периодически замерять, насколько ребенку нужно переключение на что-то иное, что ему больше зайдёт.

В 7-9 классах дети идут уже с хорошей, набранной скоростью освоения нового.
Обучение ребёнка в этих классах даёт новые шансы, новые точки зрения, новые возможности. Это алгебра, геометрия, физика, химия, те же биология, литература на новом уровне. Но там же, на этих предметах в массовой школе происходит и падение оценок с их возможным последующим выравниванием.
Нового материалы очень и очень много, много новых позиций, исходных точек зрения в предметах, поэтому здесь необходимы от родителей тщательно выбранные приоритеты, чем будет заниматься ребёнок в ходе недели, чтобы у него хватало времени и сил. На фоне того, что он ещё и входит в подростковый возраст. Нужна от вас, родители, поддержка, даже если ваш ребёнок демонстрирует, что он всё типа, как бы и сам и она ему как будто не нужна. Это долгий забег и не лишним будет ваше участие вот точно как в плане поддержки понимания ребёнком необходимости прочтения, выполнения заданного, готовности к завтрашнему дню по всех его смыслах, так и обеспечения возможности выхода за рамки с освоением новых горизонтов.
Проверка знаний, сделанного необходима, хотя бы по самому факту сделанного. Если же хотите проверить выполненное им по содержанию, то лучше это делать при его активном согласии. Если же согласия нет, лучше отложить просьбу и изложить её в форме возможной помощи ему же самому, что у него не выходило, что оказалось сложным. Ребёнок не должен бояться ваших порицаний за ошибки. Ошибки при обучении – норма. Итоговый продукт обучения даже в рамках дня – это не выполненная безукоризненно или с ошибками работа, а то, как у него изменится сознание, мышление, восприятие.
Можете проверить знания 9-ого класса по биологии или истории? Отлично! Если нет, не беда, просто не пытаемся тогда сбить нашего ученика с толку своими сиюминутными представлениями, данными без подготовки, а слушаем его в логике говоримого им же и спрашиваем о каких-то отдельных моментах, вызвавших недоумение.
Интересным дети могут заниматься очень долго, но они не могут в большинстве своём за один прием пролететь множество ступенек. Переход из краткосрочной в долгосрочную память по каждому предметному уровню требует времени на отдых, а также хорошего сна. Обеспечьте им выполнение графика дня, пожалуйста, в плане хорошего проживания ими этого промежутка жизни.

5 и 6 классы вроде бы попроще. 5-й класс так и вовсе переходный от началки. Но этот переход и заключает в себе основную нагрузку перенастройки психики, мышления. Ботаника при этом совсем непроста, тот, кто знает ботанику, в массовом сознании какой-то удивительный человек - ботаник. А при изучении истории Древнего мира ребёнок знакомится с сообществами и людьми, которые жили много тысяч лет назад, и это задача очень непростая, потому что их менталитет сильно отличается, равно как и общественная жизнь с их неочевидными, причудливыми структурами. История Средневековья – это просто огромная тысяча лет появления, изменения и исчезновения множества государств, структур, идеологий и деятелей, на входе которой варвары, а на выходе люди с почти что современной психологией и менталитетом, установками Нового времени.

А вообще-то основную нагрузку дают в этих классах математика с русским языком, успех по которым обеспечивает успех в 7-ом классе и последующих. Красной нитью проходит литература, резко растут объёмы и сложность произведений. Качество обучения зависит по ней от чтения загодя летом чтения по ходу года, работы на уроке. Непрочитанное не будет осмыслено толком. Английский и немецкий языки – это хорошая возможность, к сожалению, не то, что не осмыслить, но ещё и не понять вообще, что говорится, если у ребёнка не получается успевать учиться языкам.

Поэтому родителям стоит поддержать переход своего ребёнка в новое его качество. Всё меньше должно быть у него детского эгоцентризма, всё меньше игрового, меньше потакания сиюминутной блажи, больше способности переключаться на точку зрения другого, больше способности просчитать ситуацию в долгую. Всё больше умения выдерживать нагрузку по различным предметам, успевая делать по ним многое. При этом ребёнок до сих пор ещё воспринимает мир через вас и отношения выстраивает, считывая и с вас тоже ваши мироотношения. Покажите ему личным примером! Это один из самых действенных методов. Ведите последовательно свою линию на взросление ребёнка. Учитесь различать попытки манипулирования и ситуации действительных потребностей у своих детей, когда он не хочет и когда он не может. Задействуйте других взрослых (учителей и психологов) в пониманию текущей ситуации развития своего ребёнка. Наше общее сотрудничество способно сотворить очень многое в отношении наших детей!