Средняя школа: подробнее о предметах

Русский язык

Русский язык относится с точки зрения пирамиды уровневого развития мышления к абстрактно-логическим предметам. Он является изначальной основой Развивающего обучения Эльконина-Давыдова (РО) наряду с математикой. В основной школе, начиная с 5-ого класса, данный предмет используется для изучения, освоения лингвистических закономерностей, понятий и принципов, а также для более свободного и грамотного использования письменной и устной речи. Подробнее про УМК Граник Г. Г. можно прочитать в рабочей программе. Данная линия учебников является сквозной и применяется с 1-ого по 9-ый класс, что обеспечивает неразрывность, преемственность подхода в изложении предмета.

Математика, алгебра

Математика относится с точки зрения пирамиды уровневого развития мышления к абстрактно-логическим предметам. Она является изначальной основой Развивающего обучения Эльконина-Давыдова (РО) наряду с русским языком. В 5-ом и 6-ом классах идёт курс математики, начиная с 7-ого класса - курс алгебры.
Среди учебно-методических комплектов по математике выбор достаточно велик. Одной из самых интересных является серия "МГУ – школе».
Курс С. М. Никольского по алгебре даёт последовательное и глубокое изложение без неоднозначных перескоков между разделами. По данному курсу обучают, в том числе, в специализированных математических классах, школах.

Геометрия

Данный предмет традиционно начинается с 7-ого класса, при этом его элементы вводятся уже в начальной школе и в начале основной школы. Его основной особенностью является использование визуального мышления с точки зрения пирамиды уровневого развития мышления.
В серии "МГУ-школе" по геометрии идёт курс Бутузова-Прасолова с обычной, аксиоматической подачей с сильным задачным материалом.

Литература

Используются материалы курсов, при помощи которых можно освоить как русскую, так и мировую литературу, основы литературоведения. При этом берутся должная глубина и широта в изучении литературы, уделяется внимание теории литературы. Наш подход заключается в прохождении литературы в историческом ракурсе с углубленным изучением материала. И одно из непременных условий освоения методов эстетического мышления на базе литературы – это чтение произведений в ходе освоения.

Биология

Одна из самых быстроразвивающихся дисциплин, которая уже фактически не может вместиться в один предмет. Курс, наиболее близкий к развивающему образованию – это курс Суховой.
Курс не концентрический и одновременно не линейный, а развивающий. Обучение в 9 классе построено как обобщение предыдущего материала.

Генетика

Отдельным модулем биологии является генетика. Усложнение школьного курса биологии привело к возможности введения отдельного предмета - генетики. Ближайшим аналогом является астрономия как часть физики. Да, астрономия и генетика могут изучаться и в составе своих материнских предметов, но лучше освоение их довольно специфичных методов делать по отдельных курсам. Генетика излагается в двух недавно выпущенных учебниках для 8-9 и 10-11 классов. Главным же вопросом является момент введения её в обучение, так как материал достаточно сложен, ведь химия только начинает изучаться в 8 классе, да и понять клеточный уровень организации живой материи лучше всего до изучения генетики. Кроме того, изучать генетику лучше при этом работая на оборудовании, а не лишь по картинкам и схемам в учебнике. Хороший обзор по одному из учебников дали на сайте Биомолекулы.

Физика

В плане обширности изложения мало кто превзойдет курс Мякишева, который содержит достаточно много текста, объясняющего суть физической картины мира. Подробность изложения велика, гипотетически можно больше понять. Но за счёт этого и объём большой. Так, углубленный уровень на 10-11 класс это пятитомник объёмом около 2 тысяч страниц. Но это явно для тех, кто точно хочет сдавать ЕГЭ по физике. А как же быть остальным?
Одним из критериев изучения физики является умение решать физические задачи. Курс Л. Э. Генденштейна как раз посвящён именно этому - научению решать разнообразные задачи.

Учебник Генденштейна в 7-9 классах содержит в себе метод ключевых ситуаций (МИКС) и реализует деятельностный подход. Здесь можно увидеть презентацию по МИКС, а также ещё одну презентацию по данному методу. Ключевая ситуация похожа на учебную задачу в развивающем обучении, что, наряду с деятельностным подходом, даёт опоры для использования данного учебника в развивающем образовании.

Для курса Генденштейна в 10-11 классах выпущен мультимедийный учебник, опять же есть материалы в деятельностном ключе. Из-за деятельностного подхода дополненного разворачиванием физики как предмета и этот учебник становится похож на учебник развивающего обучения. Такие комбинированные учебники позволяют подготовить к ЕГЭ тех учеников в базовых классах, которые захотят сдавать ЕГЭ. Из небольшой пояснительной записки видно, что разница между базовым и профильным существенна: 2 и 5 часов в неделю. Что интересно, так это то, что соавтором задачников у Генденштейна является Л. А. Кирик, материалы которого зачастую советуют для отработки задач.

География

Курс Домогацких, Алексеевского выгодно отличается сжатым объёмом и своей подачей материала. На учебники за 7-10 классы приходится более одной тысячи иллюстраций, есть множество отсылок по темам к конкретным литературным произведениям. Методически курс проработан довольно хорошо.

Химия

Химия - это эмпирический предмет, важны факты и эксперименты, далее идут обобщения. Не рассматриваем курсы только с базовым или только с углублённым уровнем, важна возможность выбора уровня по ходу изучения. Для учебника химии важно различение главного и второстепенного, хорошая экспериментальная часть, подход от частного к общему в силу эмпиричности предмета. Попытки избыточно математизировать предмет означают привнесение сюда способа мышления другого уровня в ущерб ведущему на эмпирическом уровне мышления. С этой точки зрения интересен курс Рудзитиса, рассчитанный на преподавание в 8-11 классах. Данный курс появился на излёте СССР. Исходно это был учебник для вечерней школы. Вернулся он через 20 лет в 2007 году на полки переработанным. Как говорится, это хороший учебник по химии для нехимиков.

Что касается других учебников, то в их адрес можно найти существенные критические отзывы на форумах химиков. Например, в адрес учебника Лунина и в отношении учебника Кузнецовой. Широко используемый учебник О. С. Габриеляна является и распространенным объектом для пристального внимания у специалистов-химиков. Довольно подробный и критичный разбор учебника А. В. Краснянским, а также ещё один небольшой разбор, являются далеко не единственными в сети. Желающие могут найти и большее количество обзоров профильными специалистами данного учебника.

Продвинутый уровень учебников по химии – это де-факто стандартные учебники Глинки по общей химии и Цветкова по органической химии.

История

По сути, история в школе - это два предмета в одном: Всеобщая история и История России.
Целями мы видим овладение историческими методами, понимание базовых исторических закономерностей учениками. При этом, в силу специализации историков, про каждую историческую эпоху, Античность или Средневековье, даже в одном курсе пишет свой авторский коллектив. И, к сожалению, далеко не все удачные в прошлом курсы доступны в настоящее время. В итоге сравнения множества существующих курсов и модулей внутри них был выбран УМК Мединского по Истории России и по Всемирной истории.
Но так же надо учитывать критические обзоры на учебники из данного УМК по 10-11 классам.

Обществознание

Самый комплексный, сложный по своему составу предмет задаёт особые требования. Он состоит, как минимум, из шести предметов: философии, экономики, культурологии, права, социологии и социальной психологии. Далеко не в каждом курсе получается выдержать общий уровень.
Есть достаточно продвинутый курс академика, этнолога и антрополога В. А. Тишкова. При этом для профильного изучения курс можно дополнять в старшей школе курсами по праву А. Ф. Никитина, по экономике Р. И. Хасбулатова или другими курсами. Здесь выбор уже за учениками, которые выберут обществознание для сдачи ЕГЭ.

Интересна рецензия по всем курсам по обществоведению у Дины Гатиятуллиной, особенно по курсу Тишкова:
«Преимущества: Освещены все темы и довольно подробно (каждый учебник в целом 450-500 страниц). Есть интересные примеры, аналитические задания по темам и уроки-практикумы. Задания и практикумы хоть и не в формате заданий ЕГЭ, но помогают отлично запомнить нюансы теории и применять их в практических ситуациях (задания к тексту, обществоведческие задачи).
Недостатки: визуально перебор с яркими цветами, определения надо вычитывать и искать. И очень много таблиц - объемные и тяжело воспринимаются.
На мой взгляд, хороший учебник в дополнение к той же Котовой и Лисковой, например. Отлично подойдет "продвинутым" ученикам, прекрасно ориентирующимся в обществознании и желающим изучить предмет подробнее».

Риторика

Опорным курсом по риторике является до сих пор единственный в стране курс Т. А. Ладыженской, учебники по которому есть как для начальной, так и для средней школы. Здесь дети продолжают совершенствовать свою речь, манеру и стиль рассуждений, доказательств, умение использовать различные жанры речи и переключаться между ними.

Английский язык

Отличным продолжение для изучения английского языка после курса Super Minds в начальной школе являются курсы Think и Own it от Cambridge English (с возможным дополнением по Macmillan). При этом надо понимать, что на их изучение необходимо отводить более пяти часов в неделю.

Немецкий язык

Немецкий язык, если начинать изучать со средней школы как второй язык, хорошо излагается в курсе Menschen от Hueber. Учебники, тетради, тесты, диски - все эти материалы есть в данном курсе.

Информатика

Курс К. Ю. Полякова одним из немногих отвечает жёстким требованиям по изложению информатики.
В нём даются как основы самого предмета, логики и алгоритмизации, моделирования и формализации, так и изучаются современные языки программирования типа Python, С++.
Возможно как базовое, так и углубленное изучение предмета, да ещё и на нескольких уровнях глубины охвата материала. Отличным подспорьем для учителя и учеников является сайт автора, на котором есть как уже испытанные, так и новые методические разработки. Для информации можно ознакомиться с положительным отзывом по его курсу.

Астрономия

Одним из модулей физики является астрономия, для её изучения в старшей школе (10-11 классы) лучше всего использовать отдельный курс. Таких курсов не так уж и много в стране. Из них всех при этом выделяется курс известного популяризатора астрономии В. Г. Сурдина.
Современные данные, нормальная подача материала без какофонии, понятные схемы. При этом он не перегружен избыточно математикой. Можно дополнять его уже дальше модулями, если нужно.
Целесообразно использовать в дополнение к данному учебнику ещё и атласы как справочные дополнения.